Смотреть онлайнПрограмма ТВ

Царские врата, митра и знаменитые быховские "пауки" - невероятные изделия из соломы

Изображение
Такими шляпами раньше пользовались косцы. Когда они выходили в поле, они эту шляпу окунали в криничку, солома намокает, но не деформируется, т. е. форма остается в первозданном виде. И пока солома не высохнет (а сохнет она очень долго), человеку не жарко.
Екатерина Чернышева, руководитель кружка декоративно-прикладного искусства Молодечненского районного центра ремесел
Зимой, когда не было того объема работ, как летом в поле, люди собирались. И это были такие "вечаровыя сходкі", когда и пели вместе, и разговаривали вместе, и трудились вместе.
Мария Нецветаева, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры Беларуси
Корни соломоплетения у нас древние. Как о широком распространении мы можем говорить с XIX века, а о расцвете именно в художественном отношении этого ремесла мы можем говорить, начиная с середины ХХ века, и в этом и есть уникальность нашего белорусского соломоплетения.
Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси
Изображение
Это были не отдельно только врата в технике соломоплетения, а целые выплетенные иконостасы, включая соломенные киоты для икон и венцы для брачующихся. Символ этой связи с местной традицией - митра нашего Филарета. Здесь традиционная для Беларуси техника жгутового, плоского плетения дополнена фрагментами живописи по левкасу и инкрустирована различными драгоценными камнями.
Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси
Изображение
Уникальность белорусов в том, что мы сохранили навык, но мы этот навык преобразовали и сделали соломку актуальной для того, чтобы она и сейчас могла быть в наших домах. Отсюда и появилась идея презентации соломки на мировом уровне. Показать, что мы, белорусы, на протяжении столетий умели,умеем и развиваем, сохраняем.
Мария Нецветаева, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры Беларуси
Изображение
Беларусь - это одна из тех стран, где, владея этим ремеслом, можно получить и высшее образование. Проводится множество выставок, различных мероприятий, где мастера предлагают свои изделия желающим. Я сотрудничаю с дизайнером, белорусским модельером.
Валерия Владомирская, член Белорусского союза мастеров народного творчества, педагог
У нас есть определенный период времени, когда идет заготовка соломы. Мы созваниваемся с нашими аграриями, просим у них, чтобы они нам выделили какой-то кусочек поля, мы берем в руки серп и жнем солому сами. Мы ее заготавливаем, связываем снопы, просушиваем. Потом в мастерских разрезаем, складываем, сортируем, отбеливаем и в течение года работаем.
Екатерина Чернышева, руководитель кружка декоративно-прикладного искусства Молодечненского районного центра ремесел