Как развивается белорусская авиаотрасль, какие компании занимают белорусское воздушное пространство
Белорусскую авиаотрасль в 2020-м проверила на стойкость пандемия. Крупнейшие мировые авиакомпании отказывались от полетов и несли огромные убытки. Мы же летать не переставали.
В 2021-м последовали санкции после посадки Ryanair. Несмотря на все незаконные "препоны", индустрия динамично развивается. Наша "Белавиа" сделала петлю в небе и задала новые траектории движения - не на Запад, так на Восток.
На неделе был выполнен первый регулярный рейс по маршруту Минск - Урумчи - Минск. Полет в Поднебесную - один из самых дальних направлений в авиационной маршрутной сети Беларуси. Наша коллега Виктория Шаркова оценила - полет нормальный.
Так как "Белавиа" запретили летать на запад, "Белавиа" полетела в космос. Шутка, которая сейчас бытует в белорусской гражданской авиации. Но, ведь в каждой шутке есть и доля правды. На момент полета Марина Василевская была бортпроводником национального авиаперевозчика. Но и не только космос!
На неделе штурмовали новое направление в Поднебесную!
Чуть более 6 часов и 6 тысяч километров и вуаля - белорусы могут очутиться в Урумчи. Это крупнейший торгово-экономический и культурный центр северо-запада Китая. Новое направление уже вызвало популярность среди иностранных студентов из КНР, представителей бизнеса. Также и у белорусов, полюбивших Азию в качестве места для отдыха.
Игорь Чергинец, гендиректор авиакомпании "Белавиа":
"Заполняемость неплохая для первого рейса - 135 пассажиров в Урумчи и 107 пассажиров обратно. Приятный факт, что уже на первом рейсе есть груз из Урумчи в Минск. Это более тонны запасных частей к китайским автомобилям. Я думаю, что стоимость приятно удивит: в одну сторону билет стоит 222 евро, туда-обратно 341 евро. Безусловно, это все в Беларуси продается за белорусские рубли".
Кроме того, Урумчи еще и значимый авиационный хаб. Он предоставляет удобные стыковки для полетов во все регионы Китая, и не только.
Чжао Цинцю, генсекретарь Ассоциации китайских компаний:
"Это граница Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Инициатива "Шелковый путь" проходит через Урумчи. Поэтому этот город в Китае для развития "Шелкового пути" с Европой очень важен".
Летаем и на такие дальние направления, как Индия, Катар, Эмираты. Как признаются сами пассажиры, приятно, и хочется летать туда, где нас ждут. Страны Запада не вписываются в актуальную в карту желаний.
"Я посещал Европу, у меня есть сейчас пятилетняя виза. Из-за санкций мне не хочется там бывать, потому что пересекать границу сложно, долго. Из-за сложностей логистических, конечно, я сейчас против этого. Мы с семьей не открываем новые визы, если нужно, и стараемся выбирать более доступные варианты", - поделился мнением пассажир в аэропорту.
"Я лично не испытываю никаких неудобств. Мне вполне хватает направлений, которые сейчас есть в сторону Востока, российских направлений", - считает другой пассажир.
Белорусы могут получить визу по прибытии в более чем 30 странах мира. А более чем в 40 стран виза и вовсе не нужна. Много планов и по дальнейшему расширению географии полетов. Уже подписан ряд межправительственных соглашений об организации и некоторых других авиасообщений.
Сейшельские острова, Венесуэла, Кения, Саудовская Аравия, Кувейт, Марокко и Оман. Это лишь часть перечисления из 50 соглашений. Активно наращиваем полеты и в Союзном государстве.
Игорь Голуб, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
"В 2023-2024 году открыли 10 новых направлений сотрудничества Республики Беларусь с российскими регионами. Ведь мы видим, что в каждый визит губернатора российского региона один из вопросов на повестке дня - открытие прямого авиасообщения. Нам уже удалось реализовать 10 новых направлений, только за 2024 год открылись направления: Ульяновск, Архангельск, Минеральные воды, Самара, Челябинск, Махачкала".
По словам директора департамента по авиации, большое внимание уделяется работе областных аэропортов. "Буквально в октябре 2023 года запустили регулярные авиасообщения между аэропортом Гомель и Москвой. Весной этого года Гомель мы соединили с Санкт-Петербургом, Брест соединили с Москвой. В планах в следующем году Брест - Санкт-Петербург. Областные аэропорты, такие как Витебск, Гомель, Брест, также еще выполняем чартерную программу", - перечислил он.
Вопреки здравому смыслу политики из "райского сада" продолжают бойкот белорусскому небу. Облет каждого километра нашей страны западным авиакомпаниям обходится в баснословные деньги. Отсюда есть и заинтересованность в возобновлении полетов как над Беларусью, так и в Беларусь.
Игорь Голуб, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
"Заинтересованы по линии авиационных властей и авиакомпаний-перевозчиков. Пока не заинтересованы на уровне политиков. Это мы все понимаем и знаем. Но мы надеемся, что все-таки немножко эти горячие головы охладеют и будут слушать и нашего главу государства, и других государственных лиц. Те, кто на нашем уровне заинтересованы. Потому что авиация - это бизнес, да, это, прежде всего, коммерция. Облетать воздушное пространство Республики Беларусь, пусть оно небольшое, но оно транзитное. Эту нишу занимают другие авиакомпании".
Игорь Голуб отметил - анализ показал, что за 2024 год через белорусское воздушное пространство рейсы выполняют 134 авиакомпании из 30 государств. "В этом году нарастили практически полеты через воздушное пространство Республики Беларусь в 10 раз авиакомпания Китая, авиакомпания Казахстана 3,5 раза, Объединенных Арабских Эмиратов 1,3 раза, Узбекистан. Опять возобновили полеты через наше воздушное пространство авиакомпании Азербайджана. Это людям выгодно, люди умеют считать деньги", - подчеркнул он.
Несмотря на политические перипетии и крутой форсаж ковида, "Белавиа" всегда уверенно держала крылья. Наш авиаперевозчик - зачастую в топе самых пунктуальных компаний. И какими бы ни были вызовы для авиафлота, здесь ведь всегда помнят: за ними всегда ясное солнце.