3.74 BYN
2.94 BYN
3.44 BYN
Как проходило создание первой отечественной радиолокационной станции "Роса"

К началу разработки радиолокационной станции "Роса" в мире существовали всевозможные радиолокационные комплексы. Но инженеры и конструкторы должны были не повторить аналоги прошлых лет, а улучшить технические характеристики. Впрочем, нельзя сказать, что создание первой отечественной радиолокационной станции проходило легко. Разработав первый опытный образец, конструкторы понимают: машина сырая и требует серьезных доработок. Это подтверждали и военные.
Работа сопровождалась рядом определенных трудностей, говорит начальник радиотехнических войск ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Беларуси Александр Воробьев.
Этими вопросами в Республике Беларусь никто не занимался. В 2011 году они приступили к государственным испытаниям. В рамках испытаний было разработано и рекомендовано "КБ Радар" выполнить 42 рекомендации, которые позволили еще более совершенствовать данный образец.
Главная проблема, с которой столкнулись конструкторы, - низкая надежность системы охлаждения. Когда кондиционер ломался, машина попросту перегревалась и отключалась. На языке разработчиков это называется уйти в защиту.
Смотрите фильм "Дело жизни. Военпром" ЗДЕСЬ
Антенная система была изготовлена в виде замкнутого пространства с радиопрозрачным куполом, который охлаждался высокопроизводительным мощным кондиционером, рассказывает начальник сектора эксплуатации и сопровождения средств радиолокации маловысотного поля ОАО "КБ Радар" Сергей Болашенко. "По результатам испытаний обнаружено было, что это самая ненадежная система в этом изделии. Поэтому конструкторы долго думали, каким образом изменить конструкцию так, чтобы приемо-передающие модули не перегревались и не уходили в защиту", - отметил он.
Но помимо перегрева у военных еще 4 десятка требований, которые нуждались в изменениях и доработках. РЛС, отвечающие за безопасность воздушного пространства в стране, должны быть передовыми, а значит работать бесперебойно как часы. О болезнях прошлых радиолокационных станций красочно рассказывали сами военные. И новая техника должна была устранить эти недостатки. Перепробовав различные аналоги и образцы системы охлаждения, разработчики "Росы" оказались в тупике. И тогда конструкторам и инженерам пришлось отказаться от самого ненадежного элемента. На тот момент ни одна РЛС мира не использовала подобную технологию.
Все доработки основывались на практической эксплуатации первого опытного образца, вспоминает Александр Воробьев. "В рамках эксплуатации мы поняли: для того чтобы обеспечить круглосуточную работу, необходимо исключить ряд элементов. А исключение ряда элементов привело к тому, что мы в итоге приняли решение и отказались от системы вращения. А на данном образце было принято решение использовать электронное сканирование луча, что является инновационным развитием и определенным шагом вперед", - уверен он.
Сергей Болашенко отметил, что работа велась в течение более двух лет. В результате был исключен этот кондиционер, были переработаны полностью антенный каркас, блоки приемопередатчиков, которые охлаждаются уже атмосферным воздухом.
Поначалу отказаться от одного из главных элементов РЛС было немыслимо, но вскоре стало понятно, что данная технология и стала революционным шагом на пути создания станции.
Выходные каскады построены на мощных транзисторах, которые, кроме того что вырабатывают энергию, естественно, вырабатывают большое количество тепла. Его нужно было куда-то отводить.
В первом образце, по словам Игоря Насибянца, это было реализовано с помощью кондиционера. "На станции нет ни одного вращающегося сочленения. Осуществляется электронное сканирование по азимуту. С помощью примененных алгоритмов локатор осуществляет обзор воздушного пространства без вращения антенной решетки вокруг своей оси. Это второе достижение, которое применяется в единицах типов РЛС во всем мире", - отметил он.
Разработав новую легкую и разборную антенную систему, разработчики понимают: теперь такая полезная нагрузка под силу мощному грузовику. А значит, "Роса" может стать подвижной и за считанные часы оказаться в любой точке Беларуси, развернув свой сканирующий купол.
Во время создания опытного образца применялись технологии, существующие тогда, на 2006 год, говорит Сергей Болашенко. Совершенствование антенной системы подстегнуло, стали использовать новую элементную базу, которая применяется и в сегодняшних образцах.
Надо понимать, что ранее выпускалась продукция на одной элементной базе. Как правило, на ламповой, а после на транзисторной. Это генераторные приборы различных размеров и различной мощности, много чего. Производства этих приборов в Беларуси тоже не было. А "Роса" шагнула на несколько шагов вперед. Это локатор, в котором применена твердотельная технология. Ни одного электронно-вакуумного прибора в комплекте РЛС нет.
Тогда разработчики принимаются за создание мобильной версии радиолокационной станции. Для этого нужно было построить механизм, который оперативно разворачивал комплекс и еще быстрее складывал для быстрого переезда. После рассчитать массу, габариты, исходя из этих данных, подобрать шасси. Проще говоря, выбрать машину для такого груза.
Игорь Насибянц назвал три модернизации, которые прошли в РЛС. Последней, по его словам, стала мобильная радиолокационная станция "Роса РБ-М". "Разница по тактическим и техническим характеристикам между первым образцом и этой впечатляет, - считает он. - Мы увеличили мощность выходных каскадов примерно в 4,5 раза, мы увеличили дальность действия РЛС практически в 2 раза и повысили в основном тактико-технические характеристики по обнаружению воздушных целей на предельно малых высотах. За что все время и борется как разработчик, так и заказчик".
Грамотная конструкция антенного поста, установленная на автомобильное шасси, и удачная компоновка антенной системы позволили сократить время развертывания РЛС почти в 50 раз - с 24 часов до 30 минут. Уменьшился и расчет, который обслуживал новую станцию. Передовые технологии раскрывали для военных и создателей комплекса новые горизонты.
На один комплекс до 5 локаторов назначается только один расчет. Станции работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Они не выключаются. Это тоже особенность по сравнению с теми факторами, которые были раньше. Персонал в войсках, численность его не возросла. Мы сумели нарастить боевые возможности войск, а численность обслуживающего персонала, еще раз повторюсь, осталось прежней. По замыслу разработчиков первой модели "Росы" мощность выходного каскада была всего 2 Вт, сейчас можно сказать, что уже десятки Вт.
Сергей Болашенко отметил, что если сравнить облик опытного образца и сейчас, то они абсолютно разные. Принципы остались те же, а конструкция совершенно иная. "Изменилась конструкция в цифровых блоках приемопередатчиков, сама их архитектура. Изменилась система обработки сигналов, изменились вторичные блоки питания, - перечисляет он. - Все это раньше было громоздким из-за того, чтобы блоки питания использовались на старой элементной базе. Они занимали очень много места... Сейчас это все ушло, это все находится в блоках небольшого размера. Поэтому все велось к минимизации и уменьшению весовых нагрузок на конструкцию".
Уделив внимание всем рекомендациям и исправив недочеты, спустя 5 лет после запуска проекта "Роса" комплекс предстает в готовом виде. А еще спустя год после ряда серьезных испытаний РЛС "Роса" принята на вооружение в нашей стране. Военные приняли оба варианта - стационарную и мобильную версии. В Беларуси эту РЛС используют уже более 10 лет.