3.67 BYN
3.02 BYN
3.50 BYN
Лукашенко: Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе
Большой педсовет в Минске в центре внимания общественности и экспертов. Темы и вопросы, которые прозвучали накануне, затрагивают практически каждую белорусскую семью.
И все же главный месседж - в глобальной социальной, воспитательной и экономической стратегии образования в стране, которая касается будущего не только ученика, студента, родителей и семьи, но и всей страны в целом.
Подготовка кадров для реального сектора экономики должна начинаться задолго до первых курсов вуза. Только работая в плотной связке (школа - профтехобразование - университет) белорусский рынок труда получает тот самый золотой резерв.
Задачу, поставленную перед отраслью, педагоги страны понимают и в преддверии нового учебного года заверяют, что шероховатостей практически не осталось. Это подтвердили на Республиканском педсовете с участием Президента.
Разобрались с централизованным экзаменом и прочими новациями прошлых лет. Ощутили большее присутствие и заинтересованность самих заказчиков кадров. Это эффект не года и двух. Опыт собирали на всем пути развития белорусского образования, не сломав ни единого из звеньев.
С каким багажом идем в новый учебный год - сюжет Юлии Алферовой.
Более 50 тыс. специалистов. Столько готовят для потребностей экономики колледжи и вузы каждый год. Отходя "от учебы ради учебы", все больше делают ставку на потенциал и заинтересованность, чтобы на выходе получить готового к реальным условиям работы инженера или агронома. Эти специалисты в стране на особом счету. Все-таки вкупе отвечают за продовольственную безопасность. Только в эту вступительную в полной мере заполнить вакантные бюджетные не удалось. Специалисты видят в этом объективные причины. Впрочем выводы еще предстоит сделать на всех уровнях подготовки.
Точить золотые кадры - сегодня задача коллективная. Здесь и школы не спят, продолжая создавать профильные классы и чутко реагируя на то, что просят вузы, и заказчики кадров развернулись к образованию, чтобы привлечь мотивированных целевыми и допстипендиями. Впрочем тут все индивидуально.
Действительность такова: тех, кто решается идти в сельхозвуз даже в разрезе сельской школы (где, казалось бы, люди ближе к земле), не так много, как нужно.
В Лошницкой гимназии, что в Борисовском районе, из 21 выпускника лишь 2 выбрали аграрное направление. В то же время по целевому учиться будет половина. Как в свое время директор с замом, часть обязательно вернется в район. И это важный принцип, которого придерживаются в школе (да и в стране в целом), - кадры растят для себя и делают для этого немало.
Тому, чем заняты молодые специалисты на местах, особое внимание, чтобы квалифицированные не скатывались в разряд разнорабочих. И здесь в первую очередь должна быть заинтересованность заказчика кадров.
Не ждать, а дать возможность знакомства с производством на протяжении всего обучения. Эффективность такого сотрудничества сегодня уже пожинают в БГУИР и готовы делиться опытом.
Неразрывно производство с обучением в современных колледжах. Они собрали под единой крышей профтехобразование и среднее специальное. То ли в названии дело, то ли в востребованности рабочих кадров, но в этом году в сфере небывалые 2,5 человека на место.
Такому оборудованию где-то позавидуют производственники, это результат серьезного переоснащения.
Для государствообразующей отрасли вложения только в последние годы исчисляются десятками миллиардов рублей. Стоят новые школы и капитально ремонтируют те, что износились, до конца этого года откроют еще 9. Вопросов материальных здесь откровенно не так много. Впереди разве что повышение зарплат учителям до средней по стране, хромает престиж.
Глава государства убежден, что без престижа, без подъема авторитета учителя, руководства школы нечего говорить об эффективности образования.
"Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе! Поэтому надо сделать максимум в этом плане. И прежде всего вы должны это сделать, вы (учителя - прим. ред.) должны этого захотеть, а мы (власть - прим. ред.) должны оказать всяческую поддержку. Учитель - это человек Президента. Поэтому 50 % вашей нагрузки - это моя нагрузка. Все, что касается темы неблагополучных семей, условий жизни социально уязвимых детей, профилактической и организационной работы, - бросить учителя один на один с этими вопросами мы никому не позволим", - заявил глава государства.
Республиканский педсовет собрал срез мнений: по какому пути идет образование, почему нам не до резких поворотов. Все, что имеем, собирали на всем пути развития страны, когда требовало время и ситуация, соглашались на новации.
В прошлом впервые сдавали ЦЭ. Большое видится на расстоянии. Ученикам стало проще в череде вступительных испытаний, а учителя видят эффективность и четкий срез на работу каждого учреждения.
В этом году на парты лягут 24 новых учебных пособия. Содержание упростили и адаптировали под нынешнее поколение, добавив интерактив. Важно, что к работе подключают методистов и практиков со всей страны. После общей оценки учебники везут в классы. Так и с новым, что об истории Беларуси в контексте всемирной.
Сегодня школа на всех ее уровнях далеко не только про знания. Там растят будущих граждан, закладывая воспитательный потенциал в каждый урок. Те мощные посылы, которые зеркалят в твердом сознании и уверенности в общем завтра.
Обучение и воспитание - важнейшие слагаемые, которые не будут полными без простого человеческого труда. К нему прививать если не в местных колхозах, то в таких пришкольных садах. Для Лошницкой гимназии этот посыл не нов - саду 40. И знаете, такие бы каждой городской, тогда и ребята бы не боялись и руки приложить, и урожай свой собственный лишним не будет.