3.72 BYN
3.01 BYN
3.40 BYN
От проведения разведки до уничтожения тяжелой техники - в Беларуси разрабатываются и выпускаются беспилотники
"Гриф", "Чекан", "Ловчий" - у белорусских беспилотных авиационных комплексов очень говорящие название. Инженеры 558-го авиаремонтного завода, где разрабатываются и выпускаются беспилотники, подходят к делу с энтузиазмом и завидной изобретательностью.
Спектр применения техники самый широкий - от проведения разведки до уничтожения тяжелой техники. А ведь начинать конструкторам пришлось практически с нуля.
В Беларуси даже во времена Советского Союза не было своей школы. Однако нашим специалистам удалось пройти трудный путь становления и занять свою нишу в сфере разработки дронов.
О некоторых из них расскажет Александр Смирнов.
Беспилотная летательная авиация, конечно, это уже состоявшаяся революция в мире техники. Ее используют в самых различных сферах: аграрии, лесники, спасатели, на телевидении и даже при доставке грузов. Однако самое широкое применение она получила на поле боя. В современных конфликтах дроны используются в разведке, мониторинге, поддержке подразделений или в качестве боевых машин. Сейчас беспилотники - это вопрос выживаемости и успеха в военном деле.
26 июня 2021 года 558-й авиаремонтный завод отпраздновал юбилей - 80 лет со дня основания. На сегодняшний день предприятие является крупнейшим в своей отрасли на всем постсоветском пространстве, занимает
Лидирующие позиции по ремонту и модернизации авиационной техники. И самое современное направление - собственная разработка и производство беспилотных авиационных комплексов.
В Беларуси школы авиационных конструкторов никогда не было и подготовки кадров конструкторских. Нам пришлось здесь подбирать людей, которые готовы научиться стать конструкторами-разработчиками авиационной техники.
Как говорит Виктор Бородин, авиацией по-настоящему хорошо получается заниматься у людей, которые ее любят. Ведь создать беспилотник - это то же самое, что сконструировать самолет, только маленьких габаритов. Но отечественные инженеры, начав практически с нуля, прошли долгий и плодотворный путь.
На сегодняшний день в нашей линейке уже целая гамма беспилотных аппаратов различного назначения - от малых до средних, с дальностью полета до 300 км временем полета до 8 часов.
Первый значимый аппарат, который было решено произвести на заводе, оказался не таким уж и легким - во всех смыслах слова. Взлетный вес 120 кг, при полной загрузке - 170. Над прототипом первого беспилотника АРЗ работа шла около двух лет. К примеру, Владимир Немчевский занимался разработкой горизонтального оперения планера и основной стойки шасси для БЛА "Гриф".
Вы знаете, самая большая сложность - не опустить руки, когда кажется, что этот процесс бесконечный, когда начинаешь работать. Ведь первый образец, который летает, создать довольно быстро, но, чтобы довести изделие до состояния эксплуатации, потом потребуется большое количество времени.
"Чекан", или УБАК-25, - это беспилотник одноразового применения, он же дрон-камикадзе. Говоря проще, управляемое оружие для уничтожения различных целей - живой силы противника, легкоронированной техники, различных позиций артиллерии или минометных расчетов. Аппарат оснащен осколочно-фугасный боевой частью, возможно применение и кумулятивного заряда для работы по бронетехнике противника. Тактический радиус действия составляет до 25 км.
Если задача ставится, ее надо решать. Это наш принцип подхода к делу. Задача была поставлена и предприятие начало в инициативном порядке работу по созданию беспилотных авиационных комплексов. Потом уже и с государственной точки зрения этой работе был предан новый толчок.
"Ловчий" - это аппарат более тяжелого класса. Боевая нагрузка до 20 кг и радиус применения до 70 км. Способен нести неуправляемые авиационные бомбы, но разрабатывается также и вариант с управляемым оружием - то есть малогабаритные корректируемые заряды для поражения живой силы и бронетехники, в том числе основных классов - танков и БМП. Ловчий - это настоящий охотник на большого зверя.
Главный плюс в том, что в настоящее время практически все беспилотные летательные аппараты, которые мы производим на нашем предприятии, состоят из комплектующих белорусского производства.
Автономность, если выразиться современным языком, всегда была особой фишкой АРЗ. Внутренняя политика завода построена таким образом, чтобы гарантировать самостоятельность на долгосрочную перспективу. Что касается беспилотной авиации - организовать полный цикл производства. 558-й Авиаремонтный завод - удачный пример сохранения традиций и внедрения современных подходов.