3.77 BYN
3.00 BYN
3.47 BYN
Папа Римский омывает ноги Диего Марадоне - в Витебске освятили католический костел с радикальными фресками
25 декабря католики всего мира встретили Рождество Христово. Костелы Беларуси объединили в молитве полтора миллиона верующих. В этом году новых сакральных сводов стало больше. И они совершенно нетипичны для восприятия.
В Витебске освятили пятый католический костел и посвятили его святому Игнатию Лойоле. Радикальная архитектура дышит в ритме микрорайона, в котором возвели духовно-образовательный центр. Однако не внешний вид вызвал шквал обсуждений в социальных сетях, а фреска. Пожалуй, одна из самых масштабных и сакральных в стране.
У алтаря зафиксированы и рок-группа, и легендарный Диего Марадона, которому омывает ноги Папа Римский, и журналисты. Причем тут вера - недоумевают интернет-пользователи.
Разгадать сакральный ребус отправилась съемочная группа АТН Белтелерадиокомпании. Лидия Заблоцкая познала смысл "Лестницы в небо".
Съемочная группа в новом микрорайоне Билево в Витебске. Среди урбанистического окружения в начале 2020 года среди школ и садов здесь появилось модное по своей архитектуре здание. Кто-то скажет, что это офисы или административный центр или вообще магазин. Но о его основной функции свидетельствует крест.
Здесь объединяются с Иисусом в молитве. Это костел, где после пяти лет путешествия по офисным комнатам нашел свой постоянный приют приход святого Владислава. Минимум 100 человек здесь - постоянные посетители Святой мессы, даже если она запланирована на вторник в 6 часов утра.
Само же здание носит имя Игнатия Лойолы - основателя ордена иезуитов. Его братья здесь и несут службу. Но сначала внимание верующих не на нем фокусировалось, а на двенадцати масштабных фресках, что венчают ближний алтарь.
Когда эти фрески рисовались, мы видели, и это все происходило на наших глазах. И нам реально было интересно посмотреть, что будет дальше.
Вопросов было очень много. Ксендз пригласил художника, чтобы он объяснил, показал.
На огромной стене на первый взгляд "несакральная" "Лестница в небо". Роспись вряд или имеет отношение к виленскому барокко - классике для католических костелов Беларуси.
Здесь попытка того, чтобы это светское искусство поставить на служение духовнымценностям. Вызвать, может, определенное возмущение. Дать понять, что Христос остается живым.
Радикальные фрески не для скандала в религиозном окружении. Через близкие и понятные образы (для молодежи в том числе) художник рассказал евангельские заповеди. Три уровня - земная, небесная действительность и чистилище - место очищения. Внутри ребусы. Правильно интерпретирует тот, кто Библию не просто в руках держал.
В каждой раме маркеры современности. Смартфоны, ангел-рокер, ЗD-очки. И это не провокации, а актуализация. И витебский костел Святого Игнатия Лойолы далеко не первый дает людям визуальную Библию на современном языке.
Фреску с Далай Ламой и Бараком Обамой можно увидеть в костеле (также витебском) Святого Антония Падуанского.
Лондонский собор Святого Павла транслирует Деву Марию на фоне Лос-Анджелеса - это такой видеотриптих от артиста Билла Виолы.
А столетняя церковь Санта-Барбара, что на севере Испании, теперь вообще в статусе скейт-парка с монументальной росписью.
Фрески со смартфонами и чертями признала даже Русская православная церковь. Такие есть в храме Николаевского Малицкого мужского монастыря, что под Тверью. Так людям показывают грехи.
Поэтому роспись в Витебске не что-то новое. Она для тех, кто сегодня живет и ищет ответы на вопросы. Так трактует художник. И с этим согласились прихожане. Не все. Кто-то больше не возвращается именно в этот костел. Но большинство осталось.
Когда ты углубляешься в молитву, то фрески - это вторичное. Ты ведешь диалог с Богом. Потому фрески... Когда у тебя есть какие-то мысли, ты можешь порассматривать, можешь поразмыслить о чем-то. Каждый свое видит в этих фресках.
Наибольшая опасность для веры сегодня - безразличие и определенная инертность. Пока гром не грянет, у нас мужик не перекрестится. Поэтому то, что вызывает возмущение - может, в этом цель здания. Может, она и была заложена.
Закрывать двери для молитвы, несмотря на некоторую критику со стороны консерваторов, не планируют. Скоро костел будет работать и в формате просветительском. А через несколько столетий сюда вообще не зарастет тропа. Со стены будут читать мировые события столетия двадцать первого.