3.77 BYN
2.98 BYN
3.44 BYN
В каком случае можно рассчитывать на прекращение уголовного преследования беглых, а также итоги судебной реформы обсудили на рабочей встрече у Президента Беларуси
В Беларуси создана комиссия, которая будет рассматривать заявления тех, кто совершил правонарушения в Беларуси, начиная с 1 января 2020 года, сейчас находится за рубежом, но очень хочет вернуться на родину. Соответствующий указ 6 февраля подписал глава белорусского государства.
Детали документа Александр Лукашенко обсудил с генеральным прокурором страны. Андрей Швед возглавил комиссию, 2/3 ее состава - представители общественности.
Как говорится, на аркане никто никого тянуть в Беларусь не собирается. Только искреннее желание и раскаяние, а также личное обращение в комиссию (в письменном либо электронном виде) - обязательные условия.
Не стоит ждать быстрых решений. Каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Это может занять несколько месяцев. Президент Беларуси сегодня ответил на распространяемые оппонентами фейки о том, что якобы цель Лукашенко заманить беглых в страну и посадить. За этими их заявлениями скрывается вполне объяснимая боязнь лишиться финансирования. Пока можно апеллировать хоть какими-то цифрами сбежавших и представлять их как поддержку будут дотации Запада. Решение Президента о создании комиссии - исключительно добрая воля государства. Шаг навстречу тем, кто оступился, принял импульсивное решение, но раскаялся.
6 февраля уже на встрече с председателем Верховного суда Беларуси шла речь о результатах реформирования судебной системы и рассмотрении дел в отношении тех, кто проходит по экстремистским статьям, но находится здесь, в Беларуси. Все подробности правовых новаций рассказала Илона Красутская.
Шанс для беглых вернуться домой
Этого решения ждали очень многие! Даже сложно сказать, кто больше. Те, кто годами боялся возвращаться в Беларусь, или их родные и близкие, которые остались здесь. Президент свое обещание сдержал. Условия для возвращения озвучены ранее и теперь закреплены в документе. 6 февраля Александр Лукашенко подписал указ о создании комиссии, которая займется рассмотрением заявлений тех, кто находится по ту сторону границы.
Я посмотрел и состав (комиссии. - Прим. TVR.BY) и прочее. Если мы что-то тут в указе не предусмотрели, достаточно власти у генерального прокурора для того, чтобы задействовать весь государственный аппарат, госслужащих для того, чтобы решить эту проблему с теми беглыми. И надо смотреть не только беглых. Кто-то из-под плинтуса вылезет - они же понимают, что мы их все равно найдем. Кто-то обратится в комиссию. Вы в комиссии уже разберетесь.
В состав комиссии в том числе вошли люди, которые оказались среди пострадавших в результате совершенных правонарушений. Президент поддержал такой подход: "Тогда общество будет понимать, что решения принимают не Лукашенко, Швед и прочие - люди, облеченные властью. Естественно, что мы это должны организовать и быть главными действующими лицами. Но и те, которые видели, что происходило, и терпели, и против них совершались какие-то акты насилия или же правонарушения".
В составе комиссии будет 30 человек. 2/3 из них - общественные деятели. Мы увидим много хорошо знакомых лиц. Обратиться к ним могут граждане, совершившие правонарушения в период с 1 января 2020 года. Можно написать стандартное письмо либо отправить электронную форму. Если решение принято в пользу заявителя, у него есть ровно три месяца, чтобы вернуться в Беларусь. В противном случае оно будет аннулировано.
Генпрокурор о гарантиях государства
Самое главное: если это лицо, получив на руки документ о том, что к нему нет претензий, или изменена мера пресечения, или принято какое-то иное решение, которое, по мнению этого лица, позволяет ему спокойно въехать в Республику Беларусь, определена гарантия, связанная с тем, что в случае возникновения каких-либо претензий со стороны государственных правоохранительных органов только с согласия генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, могут применяться меры процессуального принуждения либо приниматься какое-то правовое решение. Это очень важно.
Словом, если будет принято решение в пользу гражданина, государство гарантирует: можно спокойно вернуться на родину. Как только на высшем уровне стали обсуждать такую возможность, началось из-за границы: мол, никто не приедет, люди побоятся вернуться. Чуть ли не обманом заманят в Беларусь и заставят ответить по полной. Ну не было бы запроса - такой шаг навстречу Президент бы точно не делал. А желающих оказаться дома, обнять родных и начать нормальную жизнь предостаточно. Так что цель этих фейковых рассуждений ясна: просто кто-то очень боится потерять деньги.
Я наблюдал за СМИ последнюю неделю: там шум поднялся. Особенно в штабах, тихушки-лахушки эти в Литве, Польше взбесились. Я хочу вам еще раз сказать, и люди чтобы понимали: сейчас они на безденежье сидят, Запад будет финансировать только конкретные мероприятия. Желательно, такого радикального плана, и даже уже не уровня 2020 года. Свержение, убийства Президента, должностных лиц. И ты там не в последних строчках (это не для того, чтобы тебя напугать, ты сам это знаешь). То есть всех, кто поперек горла встал, - всех убрать. Это будет финансировать Запад. Им задают вопросы: кто вы такие, лахушки-тихушки, кто за вами стоит? Вот они кричат, что "миллион из Беларуси сбежали, вот они в Польше, Литве и Украине, как гиены, стоят по периметру и щелкают зубами". Никаких там миллионов нет. Кто-то называет 2 тыс., кто-то - до 4 тыс. Неважно, сколько. Но они этим подтверждают свою решимость и возможность тут что-то совершить, вплоть до серьезных терактов. И если Запад видит, что за ними кто-то стоит (хоть небольшая группа людей), столько и денег дадут на существование. И они боятся, что часть этих людей - а, не дай бог, большинство - уедет в Беларусь, вот обратятся в эту комиссию. Тогда и денег нет. Потому что за ними никто не стоит, за этими офисами. Сейчас им выделяют скудные деньги, и все эти деньги не доходят до этих не то двух, не то четырех тысяч человек. А, не дай бог, миллион, как они говорят. Это все оседает у этих начальников в штабах, они эти деньги делят. А кушать-то хочется. И вот они там сидят. Ну что им остается делать?
Шаг государства навстречу
В общем, никто никого не заставляет. Каждый вправе принимать то решение, которое считает нужным. Государство шаг навстречу сделало. И если говорить откровенно, допустим, будет запрос, но в итоге станет понятно: безнаказанно вернуться не светит. Тогда все ясно. Либо отвечай по закону, либо жизнь на чужбине.
Им украинцы предлагают (военные приезжают): давайте на фронт, воевать против России. Все они кричали: полк Калиновского и прочее… Там порядка ста человек в этом так называемом полку. Вот они бегают там, некоторые великие полковники и подполковники, кричат, что "мы создаем народно-освободительную армию". Но в этой армии всего сотня человек, и то воюют под Бахмутом, Артемовском. И погибает немало людей. Еще раз повторяю: кушать хочется, но есть и озверевшие - те, которые готовы бороться там против России и здесь прийти до конца бороться против белорусского народа. Ну, это их выбор. Я это к чему говорю: мы никого, Андрей Иванович, сюда не должны тянуть. А так там уже пошла волна: "вот Лукашэнка хоча iх сюда зацягнуць і пасадзіць". Вот прочитают указ и будут видеть, как будет работать комиссия.
Глава государства подчеркнул, что власти априори никого не собираются лишать свободы. С другой стороны, заметил он, если какой-то гражданин действительно заслужил наказания, то он и сам вряд ли станет обращаться в созданную комиссию.
"Пойдет - рассмотрим. Все будет по закону. Но главное, не тащите их сюда силой. Вы правильно предложили: заявление в комиссию (хотите - по интернету передавайте, хотите - в конверте пересылайте) - мы рассмотрим любое ваше заявление. Но силой сюда тащить, чтобы посадить, как они говорят, или вообще чтобы поговорить с кем-то, мы не собираемся. Это наша добрая воля, мы ее продемонстрировали. Пожалуйста, обращайтесь, будем рассматривать ваши заявления. Не хотите - сидите там. Хотите - воюйте, хотите - метите улицу. Не все ж могут воевать даже, не всех же возьмут на фронт. Метите улицу, мойте посуду. Кто более подготовлен - будут патроны подавать в Польше или Литве. Это их выбор. Мы никого не заставляем и не настаиваем в этом плане", - заявил белорусский лидер.
Именно такой принцип должен лежать в работе комиссии, акцентировал внимание Александр Лукашенко. "Держите меня в курсе дела. Если нужно подключиться по какому-то вопросу, подключайте. Тем более что некоторые могут пойти через помилование Президента и так далее", - добавил глава государства.
Каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Это может занять 2-3 месяца. И еще один факт, который говорит о гуманности. Рассчитывать на второй шанс смогут даже те, в отношении которых уже ведется уголовное преследование.
Когда возможно прекращение уголовного преследования?
В указе определены виды решений комиссии. Если мы приходим к пониманию, что человек ошибся, поддался эмоциям, влиянию (ведь мы с вами хорошо помним, какая была информационная прокачка, какое было колоссальное давление, кто-то поддался, но сейчас искренне раскаивается), мы рекомендуем правоохранительным органам принять процессуальное решение, например, о прекращении уголовного преследования. И об этом пишем человеку: "В отношении вас имелось уголовное судопроизводство, принято такое-то решение, такого-то числа, и вы вправе спокойно въехать, никаких претензий к вам нет. Если только вы что-то не скрыли". Если человек совершил еще какое-то преступление и об этом никому неизвестно (он скрывает), закон для всех одинаков.
Генрокуратура не только занимается делами беглых. Параллельно идет работа по другим направлениям. Борются с мошенниками, киберпреступниками и довольно успешно. Продолжается расследование уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. Эта работа бесценна. Безусловно, хватает и внутренних проблем, и не только у Генпрокуратуры, но и других силовых ведомств. Президент предложил в ближайшее время организовать встречу во Дворце Независимости, чтобы обстоятельно все обсудить.
Наверное, под верховенством прокуратуры, давайте мы соберем весь силовой блок по итогам прошлого года. Поговорим о задачах, которые у нас стоят. Я так думаю, здесь, во Дворце Независимости, в самом большом зале. И поговорим откровенно о задачах и недостатках, самое главное - недостатки всего силового блока, в том числе и армии. Это наш недостаток, что мы вот в таком составе не говорим о проблемах армии, прокуратуры, следственных органов, МВД, КГБ в целом, собрав их вместе. Все-таки это люди, которые выполняют похожие, схожие задачи, очень важны контакты. Допустим, Следственный комитет должен видеть, чем живет армия. Прокуратура-то понятно: вы тут постоянно в контакте. Надо будет нам обсудить. И там послушаем достижения наши и недостатки.
Что думает Верховный Суд о новациях и возможностях для живущих за границей вернуться в Беларусь и даже безнаказанно, глава государства сегодня поинтересовался у председателя Валентина Сукало.
Реакция Верховного Суда на указ Президента
"Мы сейчас, вот только что говорили с Андреем Ивановичем Шведом (генеральным прокурором Беларуси. - Прим. TVR.BY), развернули работу по преступлениям беглых. Тем не менее по закону мы принимаем в судах много решений по наказанию совершивших преступления подобного образа. По людям, которые находятся здесь. Как это стыкуется, нет ли здесь противоречий каких-то? - поставил вопрос Александр Лукашенко. - Еще раз ваше мнение по поводу этой какой-то отдушины для этих беглых, которые все-таки незначительные совершили правонарушения. Кто-то с испугу сбежал. Ваша оценка по тому, что мы создали комиссию, чтобы некоторых, так сказать, реабилитировать и они смогли вернуться на родину".
Продолжаются дела в отношении тех, кто остался в Беларуси и проходит по экстремистским статьям. Кто-то заплатил штраф, кто-то ответил по закону в полной мере…. Это создало дополнительную нагрузку для судебной системы. Поэтому, конечно, Верховный Суд в целом позитивно воспринимает досудебные решения в отношении тех, кто сейчас находится за границей. Но при определенных условиях.
Я не скрою, что сейчас несколько возросло поступление уголовных дел экстремистской направленности. Мы, суды, в первую очередь заинтересованы, чтобы таких дел было все-таки меньше. Если какая-то часть из них не будет доходить до суда, а будет прекращаться на досудебной стадии, думаю, это можно только приветствовать. Конечно, если эти люди раскаялись в содеянном, возместили ущерб, извинились.
Итоги судебной реформы в Беларуси
Завершился очередной этап судебной реформы. Она совпала с конституционной. Верховный Суд получил новый статус. А высший орган народовластия внес определенные коррективы в работу судебной системы. Речь и о перераспределении полномочий, передачи функций от Президента ВНС в части присвоения квалификационных классов, приостановления полномочий, определения количества судей Верховного Суда. Еще одна новация- создание апелляционного экономического суда.
В первую очередь, конечно, улучшилась организация работы судов. Это бесспорно. Когда мы ввели аудиозапись судебных заседаний (а сейчас будем вести и видеозапись), судебные процессы стали совершенно другими: менее конфликтными, более строгими. Они более точно соответствуют закону. Участники процесса себя сдерживают. Практически не стало жалоб на поведение судей, на нарушение правил судебного процесса. Это сделало правосудие и публичным, и в то же время более примирительным.
Тем не менее, главная новость дня - указ Президента о создании комиссии. Возможность вернуться домой, в Беларусь, государство предоставило. Дальше дело добровольное. Но, как бы там ни было - это тот самый шанс, которым хотя бы стоит попытаться воспользоваться.