Смотреть онлайнПрограмма ТВ

Яма несколько дней дышала! 80 лет назад в деревне Байки за несколько часов были уничтожены 957 человек

Мы накануне были в Байках, ночевали. Ушли домой. 20-го мы ушли, а 22-го приехали каратели расстреляли и уничтожили эту деревню.
Борис Ходаков, очевидец
Еще я хорошо помню и знакома с детства с семьей Баран - Дарьей Ивановной, у которой все дети погибли. К сожалению, остался в живых только один сын - Павел Максимович. Они проживали в этом доме вместе с матерью.
Оксана Юрковская - председатель Ружанского сельского исполкома
В отместку за гибель одного немецкого солдата была уничтожена деревня в количестве практически 1 тыс. человек. Не щадили ни детей, ни стариков, даже новорожденных и беременных женщин.
Александр Вербицкий, прокурор Пружанского района
Заранее было выкопано две ямы. Причем, заставили это все делать жителей соседних деревень. Их тоже согнали заранее с лопатами в Ружаны. Оттуда привели сюда. Заставили выкопать две ямы и потом отвели к соседней деревне Манчики, где эти люди слышали крики, стоны, звуки выстрелов, автоматные очереди, одиночные выстрелы. Они понимали, что происходит и понимали, зачем их сюда привели.
Наталья Прокопович, главный специалист отдела культуры Пружанского райисполкома
Изображение
С гумна стали выводить, сразу расстреливают, кого расстреляют, кого живьем толкают. В одном доме женщина родила, пришли выгонять из дома, то немец взял новорожденного ребенка за ноги об стену, за шею и в братскую могилу бросил. Такое издевательство было.
Воспоминания партизана Алексея Дурейко
Как выкопали две ямы, их выводили по человек 10 или 5 в эту яму, расстреливали.
Воспоминания выжившего жителя д. Байки Максима Барана
Пока сестер не побили, мать, этих двоих. А потом какой-то страх уже. Родных побили, тогда какой-то страх одолел.
Воспоминания выжившего жителя д. Байки Николая Шабуни
После расстрела местные, когда были, на следующий день или через день, яма несколько дней дышала. Там были полуживые люди, не все погибли.
Борис Ходаков, очевидец
Мы работали с низовыми документами. Это протоколы допросов и опросов очевидцев, свидетелей. Это те же самые заявления, потому что население, когда работала комиссия, шло активно с ними на сотрудничество и писали заявления "что вот, заявляю, моя деревня была сожжена тогда-то, тогда-то. И мои родственники, перечисляются родственники поименно с годами рождения, что они были расстреляны там-то, там-то.
Олеся Корсак, руководитель подгруппы по Витебской области межведомственной рабочей группы