3.77 BYN
3.00 BYN
3.47 BYN
Экзитпол. Что важно знать. Обсудили с гостями "Главного эфира"
Центризбирком опубликовал перечень социологических структур, которые могут получить аккредитацию для работы в эту политическую кампанию.
Все нюансы этой важнейшей работы подробнее обсудим с гостями "Главного эфира". У нас в студии:
- Павел Алексо,председатель Белорусского комитета молодежных организаций;
- Давид Ротман,директор Центра социологических и политических исследований БГУ, доктор социологических наук;
- Дмитрий Безнюк,замдиректора Института социологии НАН, доктор наук, профессор;
- Игорь Пинчук,кандидат социологических наук.
- Итак, зачем проводятся экзитполы? Есть же данные избирательных комиссий. Или это дань политической моде?
Давид Ротман:
Экзитпол выполняет две функции: первая - информационная, вторая - контрольная. Контрольная функция позволяет в некоторой степени или в определенной мере контролировать результаты подсчета голосов. А информационная - позволяет несколько раньше, до окончания подсчета голосов, объявить в средства массовой информации предварительные результаты. Этот опыт во всех странах мира используется.
- А какова технология? Каждого ли выходящего человека опрашивают? Или есть какой-то шаг, условно, каждого пятого.
Игорь Пинчук
: Начиная с 1967 года, в практику вошел такой метод, как экзитпол. И чтобы правильно репрезентировать мнение населения, чтобы это было все корректно, была разработана методика, покоторой рассчитывается выборка. Все проходитв несколько этапов.
Сначала определяются участки, на которых проводится опрос. Это тоже делается не просто так, а исходя из всего количества участков, которые есть в стране, и по специальной формуле высчитывается количество, которое необходимо задействовать.
Уже на участках происходит отбор респондентов. И опять же необходимо соблюсти такие моменты: опрос проходитв течение всего дня голосования (потому что если мы в первой половине дня опросим необходимое количество респондентов, то это будет некорректно). Чтобы воспроизвести случайную вероятность попадания человека в выборку, задается определенный шаг. То есть интервьюер стоит где-то на дистанции10 - 15 метров от избирательного участка и отсчитывает по определенному шагу, например, это 15 человек. Т.е.15избирателей, которые проголосовали, вышли,он обращается к 16-му и приглашает его принять участие в исследовании. И таким образом воспроизводится случайная вероятность попадания человека.
Как правило, на участке работают несколько интервьюеров, пока один опрашивает, второй начинает опять отсчитывать этот шаг. И пока происходит опрос, уже приглашается следующий человек для участия в исследовании. Этометодика международная и, в общем-то, апробированная, и в Республике Беларусь по ней же проводятся исследования.
Давид Ротман:
Нужнодобавитьдва слова буквально. Опыт такой уже имеется в нашей стране, у нас в 2010 году на выборах Президента, в 2015 году на выборах Президента исследования проводили и международные фирмы, Украина первый раз, второй раз "Евразийский барометр", а также организации белорусские, и Национальная академия наук, и БКМО. Ониуже имеютсерьезный опыт, у них неплохо получилось, очень четко было сделано. Это очень важный момент, что и мы знаем, как надо делать, мы знаем, как делали другие, и мы обязательно организуем у нас так, как это делается по всем международным правилам.
- Говоря про другие страны, что нам подсказывает опыт международный? Можем ли мы здесь для себя почерпнуть и удачные, и неудачные примеры?
Давид
Ротман:
Да, есть удачные примеры, есть неудачные примеры. Удачный пример -последние выборы в Польше. Вы помните, да, когда практически результаты экзитполов полностью совпали. Но зато в 2015 году выборы в Польше и выборы в Великобритании показали очень большую разбежку. То есть бывает по-всякому. И это далеко не всегда зависит от степени подготовленности социологической структуры, которая проводит экзитпол. Иногда это зависит от настроения людей, очень часто такое бывает, потому что все-таки экзитпол - это опрос лицом к лицу, и люди могутнемножечко смущаться.
Но сразу же добавлю, потому что я должен это добавить обязательно. Прочитал где-то недавно на "Фэйсбуке", что экзитполы могут проводиться методом телефонного опроса. Так вот, экзитпол - это "опрос на выходе" по-английски. Когда к человеку, идущему по определенному интервалу, подходят и начинают задавать вопросы, он знает, что его никто не определит и не вычислит, за кого и как он голосовал. А вот когда проводятся телефонные опросы с определенным номером, эти номера могут фиксироваться и потом определять, кто что отвечал. Но самое главное -не подлежит никакому контролютакой телефонный опрос. Особенно в экзитполе. А в социологии репрезентативная информация только тогда может получаться, когда есть возможность четкого, жесткого контроля качества сбора информации. Есливам начнут в воскресенье звонить домой и спрашивать, за кого вы проголосовали,то в какой-то мере можно считать, что тайну голосования, тайну моего выбора нарушают. Поэтому просто советую -нужно отвечать только на выходе с избирательных участков.
- В последнее время хватает вбросов и всяких социологических фейков. В этой связи часто приходится слышать о комиссии при НАН по социологическим исследованиям. Какие функции она выполняет?
Дмитрий Безнюк:
Да, такая комиссия была создана постановлением Совета Министров в 2002 году. И миссия, функция у нее, наверно, только одна, она в том же постановлении прописана: это обеспечение качества социологических исследований. То есть в данном случае речь идет о том, что если это качество надлежащее, то и результаты этих исследований могут быть названы правдой. И в этом отношении комиссия состоит из людей профессиональных, причем я хочу сразу сказать, что там не только социологи, хотя, конечно, их там большинство; там есть и юристы. Основная работа заключается в том, что мы пытаемся оценить профессионализм тех компаний, тех юридических лиц, которые претендуют на опросы общественного мнения, касающегося политической обстановки, политических вопросов. Комиссия работает на постоянной основе, то есть это у нас не разовые процедуры, не "тушение пожара" или еще что-нибудь в этом роде - это стандартная методологически отработанная процедура. Члены комиссии зарекомендовали себя и на международном уровне как профессиональные социологи, и на республиканском. И в этом отношении, я полагаю, что комиссия со своими задачами справляется вполне.
- Почему именно молодежная лаборатория при БКМО взяла
сь за проведение экзит
по
лов? И что побудило молодежные организации в принципе взяться за изучение общественного мнения?
Павел Алексо:
Молодые люди -это самая активная часть общества, и это признак, прежде всего, здорового, правильно развивающегося общества. Молодежь сегодня мы можем видеть на различных должностях, руководящих в том числе, и среди депутатов парламента, и так далее. То есть это такая хорошая тенденция. Наша молодежная лабораторияимеет уже подобный опыт, с 2004 года она осуществляет подобную деятельность. Был опыт и проведения экзитполов, такие исследования мы проводили в 2010 году, в 2015. Имеем для этого соответствующую лицензию об аккредитации.
Добавлю, что в 2015 году результаты опроса на выходе практически полностью совпали софициальными результатами голосования, но и в том числе совпали с данными независимых международных исследователей, которые также проводили эти исследования. Мы проводим не только на подобные темы исследования, мы изучаем все, что молодежи интересно. Вчастности, проводили в 2020 году, уже в нынешнем году, исследования на тему молодежного бренда. Были и электоральные исследования, исследования на тему электоральной активности населения в разрезе регионов. Ну и также на другие тематики касательно здорового образа жизни, предпочтений молодых людей, увлечений и так далее.
- А сколько человек задействовано будет? Это же по всей стране, правильно?
Павел Алексо
:
Да, это по всей стране, задействовано будет около тысячи человек, работать они будут на 320 участках, и планируется, что смогут опросить около 12 тысяч человек.
- Вопрос, наверно, всем участникам нашего круглого стола. Мы видим, что в период этой компании отдельные ресурсы начинают играть
и процентами, и своего рода социологическими исследованиями. Скажите, как относиться к тем данным, которые поступают от не аккредитованных структур? Это что, социологический контрафакт, псевдосоциология? Как это можно назвать? Как к этому относиться?
Давид Ротман:
Любые исследования должны проводиться на профессиональном уровне. Это однозначно ясно, и только профессионализм тех социологических структур, которые проводят этот опрос, позволяет доверять его результатам. И если белорусские социологи, как говорится, прогосударственные или государственные, участвуют в огромном количестве крупнейших международных проектов, так, наш центр входит в "Систему европейских ценностей", мы входим в руководство программы "Мировые ценности", входим во Всемирную ассоциацию по изучению электоральных систем мира,"Евразийский барометр" и так далее. И мы получаемся не такими, а какими-то непонятными. Неужели к нам бы обращались такие крупные известнейшие международные структуры, для того чтобы мы проводили опросы, результаты которых размещаются в интернете, и там абсолютно разные есть цифры, сравниваются с другими странами. И если бы нас считали какими-то не такими, то, наверно, вряд ли мы бы выполняли такую работу.
Павел Алексо:
И к слову, заказчик экзитпола, которым является телерадиокомпания "Мир", отправил приглашение ряду международных наблюдателей, которые также будут гарантировать правильность результатов этого исследования.
- Спасибо вам за беседу, и успехов в работе, где крайне важна
точность! В "Главном эфире" вопросы социологии мы обсудили с ведущими экспертами страны.