3.41 RUB
3.43 USD
3.57 EUR
Сергей Катьер
Программа: "Кадры жыцця"
Я попал на телевидение в 1984 году по распределению, как молодой специалист, после окончания Белорусского государственного театрально-художественного института. "Молодым" меня можно было назвать с большой натяжкой, так как до этого я уже окончил Ярославский технологический институт, три года отработал в качестве начальника участка гальванического цеха Минского мотовелозавода, был женат и имел двоих детей.
Поступление в театральный институт на режиссуру было не случайным. С детства я очень много читал и обожал театр. В школе играл в духовом оркестре, окончил музыкальную школу по классу баяна, активно занимался спортом. Имею первый разряд по баскетболу и боксу. Учась в ярославском технологическом институте, активно участвовал в театре студенческих миниатюр, с которым мы выступали на разных театральных площадках, как в ярославской области, так и далеко за ее пределами. Наш театр был участником Первой всесоюзной "Юморины" в Одессе, где мы выступали на одной сцене с тогда еще молодыми Жванецким, Петросяном, Новиковой, Шифриным, и другими известными юмористами.
Попав по распределению на Минский мотовелозавод, я сразу поступил в народный театр тракторного завода, а затем возглавил молодежную студию этого театра. Преподавали у нас ведущие артисты театра им. Горького. Особенно дружеские отношения у нашей студии и у меня лично сложились с заслуженным артистом Республики Беларусь, ведущим артистом Национальный академический драматический театр им. М. Горького, Валерием Бондаренко. Именно он и посоветовал мне поменять профессию и поступать на режиссуру, за что я ему очень благодарен. Без этого пинка, я бы, наверное, никогда не решился это сделать.
Учился я в театрально-художественном институте на курсе выдающегося режиссера телевидения Виктора Григорьевича Карпилова. Он стоял у истоков национального телевидения, и являлся одним из лучших режиссеров-постановщиком телевизионных спектаклей и фильмов у нас в республике. Наш курс он тоже готовил именно к постановочной режиссуре, ведь на тот момент художественное вещание на белорусском телевидении превалировало.
По распределению я попал режиссером в отдел кинопрограмм. Это был мой сознательный выбор, так как в глубине души я тешил себя надеждой, что со временем поступлю в Москву во ВГИК, на режиссуру игрового кино. Так как я сразу начал делать программы о белорусском кинематографе, то рассчитывал, что к поступлению во ВГИК, изучу процесс съемок кино изнутри, наблюдая за работой лучших режиссеров кино Беларуси.
Работа на телевидении с первых дней меня захватила. Я практически жил на работе, выдавая в эфир по несколько программ в неделю. Среди них такие как "Экран, проблемы, герои", "Киномазаика", "Мультвернисаж". "Мы и наша кинокамера" и др. Потом появились свои авторские программы "Телевизионный дом кино", "Время кино", "Синематека", "Киноверсты", "Телеверсты" и др. Эти программы выходили в эфир на протяжении многих лет. В них я уже выступал в качестве автора, режиссера, ведущего, руководителя, а затем и продюсера. За эти программы не раз был отмечен наградами Союза кинематографистов и журналистов, дирекцией различных международных кинофестивалей.
Снимая свои программы, я побывал на десятках кинофестивалей, во многих странах и городах. Брал интервью у выдающихся кинематографистов мира. Сделал десятки творческих портретов о мастерах экрана, и сотни программ на самые разные темы. Причем темы своих программ и героев я выбирал сам, и такая творческая свобода окрыляла.
Работа на телевидении настолько увлекла меня, что о дальнейшей учебе во ВГИКЕ я решил отказаться, понимая, что здесь у меня огромное поле деятельности. Кроме цикловых телевизионных программ я начал снимать документальные фильмы, с которыми побывал на многих международных кинофестивалях. Эти фильмы я снимал не только на телевидении, но и на киностудии "Беларусьфильм", "Белвидеоцентре", часто используя для этого свой отпуск. Многие из них имеют высокие награды международных и национальных кинофестивалей. В моей копилке две "Телевершины" за лучший телевизионный проект и за лучшую режиссуру.
Конечно, Москва манила и хотелось попробовать себя на центральном телевидении Советского Союза. В 1986 году с отличием окончил высшие режиссерские курсы повышения квалификации в "Останкино". Руководитель знаменитой телекомпании "ВИД" Владислав Листьев оставлял меня для работы в Москве, но у меня подрастали дети, телевидение выделило мне квартиру, и работа в Минске мне нравилась и предоставляла широкие возможности. Я не рискнул все бросить.
Вот уже на протяжении 40 лет с увлечением работаю в Белтелерадиокомпании, и ни разу не пожалел об этом. Несмотря на то, что наша работа требует постоянного погружения в процесс, больших нервов, и психологических и физических нагрузок, все это компенсируется радостью творчества, разнообразием интересов, общением с неординарными людьми, движением, когда один день не похож на другой, и наконец, коллективом единомышленников, для которых во многом, наша работа, является смыслом жизни, как и для меня.
Большой опыт, накопленный в работе на телевидении, позволил мне на протяжении многих лет преподавать режиссуру, сначала в БГУ, а затем в Белорусской академии искусств. Мои выпускники сегодня работают на различных телеканалах нашей республики и за рубежом, являются призерами различных международных и национальных кинофестивалей. Работая в Академии искусств, я защитил звание "доцент искусствоведения", что позволяет мне преподавать режиссуру в любом вузе нашей страны.
Когда-то в юности я мечтал стать военным, как все мужчины в нашем роду. Потом увлекся спортом и достиг определенных результатов в футболе, баскетболе, боксе. Потом я мечтал стать известным руководителем производства в области космонавтики, так как по первой профессии я электрохимик космических производств, но судьба распорядилась иначе, и я ей за это благодарен. Моя профессия режиссера и продюсера предоставляет мне большие возможности делать то, что мне интересно в любой области, выбирать темы, которые меня увлекают, путешествовать, встречаться с интересными людьми, чувствовать свою нужность телекомпании, людям и стране. Мой жизненный опыт, профессионализм, отточенный годами, позволяет, мне выполнять свою работу творчески и качественно. Самореализация - это самое прекрасное чувство, которое может испытывать мужчина.