3.78 BYN
2.96 BYN
3.47 BYN
Лукашенко рассказал о ключевых приоритетах в работе ВНС
Больше власти на местах, взаимодействие с делегатами ВНС и состав Верховного суда. Эти вопросы сегодня были на повестке у Президиума Всебелорусского народного собрания. Особенность момента в том, что собирается он впервые после обновления Конституции и начала работы ВНС в новом статусе. Важный акцент Президента - мешать и довлеть над другими органами он не должен. Что касается расширения полномочий председателей райисполкомов, здесь концептуально предложенные подходы поддержаны. Это для того, чтобы усилить их роль в развитии регионов. Сильные регионы - наш приоритет.
Народовластие в действии
Свою работу Всебелорусское народное собрание в новом статусе начало в апреле. Тогда оно было особенным, ведь из форума пятилетия превратилось в конституционный орган. И тогда пришлось решать ключевые оргзадачи - от избрания председателя и его зама до состава Президиума и временного регламента работы.
Сегодня Президиум, который заточен на решение оперативных вопросов, собирается впервые. В него вошли представители самых разных сфер и всех регионов. Всего 15 человек. Но как председатель ВНС Александр Лукашенко приглашает к разговору высших должностных лиц и губернаторов. И сразу о том, чего Всебелорусское собрание делать не должно.
Президент: ВНС никому не должно мешать работать
"Мы все должны понимать, что ВНС никому не должно мешать работать. ВНС не должно довлеть над другими органами власти, ибо мы создадим сами себе проблемы", - подчеркнул Александр Лукашенко. Он отметил, что пока в должности Председателя ВНС и Президента находится один человек, этого, естественно, не произойдет. "Но потом мы можем создать себе большие проблемы", - предостерег глава государства.
Президент пояснил, что все предложения, касающиеся отдельных аспектов деятельности ВНС (например, о структуре Президиума ВНС, о взаимодействии Председателя ВНС, Президиума с делегатами), которые в течение полугода вносились на его рассмотрение, он решил вынести на обсуждение.
"Я не стал решения принимать, не посоветовавшись с вами. Думаю, вы выскажете свое мнение. Но главное я сказал. Мы (я имею в виду ВНС и Президиум) ни в коем случае никому не мешаем из органов власти и не давим их. Каждый занимается своим делом. Это уже десятилетиями у нас устаканилось, все это понимают. А считать, что наш высший представительный орган, ВНС, (находится - прим. ред.) сверху и имеет право делать все в стране, - с таким подходом жить нельзя", - заявил белорусский лидер.
"Еще раз повторяю: никакого дублирования, никакого давления. ВНС должно занять свое место", - подчеркнул глава государства.
Глобальные вопросы ВНС
По задумке Всебелорусское народное собрание занимается именно глобальными вопросами - от утверждения Военной доктрины и Концепции национальной безопасности, внесения изменений в Конституцию до введения чрезвычайного положения. ВНС в таком новом виде часто называли "коллективный Лукашенко" на будущее. Сам Александр Григорьевич сегодня еще раз скажет о миссии Всебелорусского собрания.
При этом глава государства обратил внимание, что в целом место и роль ВНС определены Конституцией. "Но это общие положения, общие требования, общие функциональные обязанности ВНС, а вот в деталях, в конкретике у нас бывает наоборот", - заметил Президент и пояснил на примере вопросов национальной безопасности. "Если определено, что ВНС принимает решения в плане национальной безопасности (война и мир, прочее), - это только полномочия ВНС. Президент вносит (если - прим. БЕЛТА), не дай бог, война или угроза войны, - собираем ВНС, вносим предложение, рассматриваем и переводим страну на военные рельсы, если вдруг завтра война (я беру крайний пример). На это полномочие у Всебелорусского народного собрания", - обратил внимание Александр Лукашенко. Такой же подход, по его словам, касается и кадровых решений, которые находятся в компетенции ВНС.
По его словам, заседания Президиума ВНС целесообразно проводить два-три раза в год. "Частить или мельчить мы не будем. По накоплению вопросов мы будем проводить", - пояснил глава государства.
"ВНС должно заниматься исключительно по Конституции своими вопросами. Из этого должна исходить и структура, и взаимоотношения Президиума, Председателя Президиума с делегатами Всебелорусского народного собрания", - сказал Александр Лукашенко.

Вопрос об усилении роли руководителей районов
Сегодня на повестке, помимо выработанных предложений по структуре Президиума и о взаимодействии его с делегатами вне заседаний (а их 1200 в стране), Президент предлагает на общий суд и проект указа по полномочиям председателей райисполкомов.
Касательно готовящегося проекта указа Президент пояснил: "Я специально его вынес, имея в виду, что здесь расширенное заседание: и губернаторы, и высшие должностные лица, имеющие отношение к формированию уровней власти (присутствуют - прим. БЕЛТА). Вынес предложение о председателях местных исполнительных органов - председателях райисполкомов (проект указа), чтобы вы могли высказать свое мнение, прежде чем этот указ будет подписан.
"Поскольку здесь все в наличии для рассмотрения этого вопроса, чтобы лишний раз не собираться, исходя из важности вопроса о статусе председателя райисполкома. Вы, наверное, часто слышали (я часто об этом говорил), что у нас председатели райисполкомов задействованы не так, как должно быть. Они не несут той нагрузки, которую должны нести председатели райисполкомов", - заявил белорусский лидер.
Лукашенко: Председатели райисполкомов не несут той нагрузки, которую должны нести
Если раньше аргумент "мало власти" в регионах мог бы и прокатить, то теперь уже вряд ли. Прежде на недостаток полномочий можно было списать неэффективность работы и оправдать бездействие.
"У нас председатели райисполкомов задействованы не так, как должно быть. Они не несут той нагрузки, которую должны нести председатели райисполкомов", - заявил белорусский лидер.
Он отметил, что критерием в этом плане является поручение Президента "Один район - один проект", в отношении которого не все на местах действуют эффективно. "Это эффективность нашей власти, начиная от Президента и заканчивая губернаторами. Но к этому вопросу мы вернемся".
"С другой стороны, наши юристы констатировали, что нет нормативно-правового акта, который бы четко расписал, чем должен заниматься председатель райисполкома. А если есть, этого недостаточно. Давайте примем это решение. Потому что если губернаторы, председатели гор-, райисполкомов работают нормально, страна будет в порядке. Поэтому мы этот стратегически важный документ обсудим", - сказал глава государства.
Кстати, всего за 2 года реализовано 47 таких проектов районного масштаба, создано более 4,5 тыс. рабочих мест. Экономика - прежде всего, она залог нашей устойчивости. Вопросы безопасности тоже обсудят (за закрытыми дверями) – все-таки выборы, детали для прессы будут позже. Открыто звучит об экономическом ориентире.
Александр Лукашенко напомнил, что 26 января в стране пройдут президентские выборы, и высказался насчет выработки программы, которую представят вниманию граждан. "Поскольку у нас единство определенное есть, программа действующего Президента, которая вырабатывается сегодня всеми нами, - это будет ориентир в январе, декабре даже, для всего белорусского народа. А вот детализировать на основе этой программы задания на будущий год и, может быть, взгляд на пятилетку мы сможем после президентских выборов", - сказал глава государства.
Сильные регионы - приоритет
Сильные регионы - приоритет предстоящей пятилетки. И сейчас задача номер один - не допускать оттока экономически активных из районов. А значит, надо дать людям интересную работу и условия жизни. Поняли это не вчера, потому давно в действии точечные программы по Полесью, по юго-востоку Могилевщины, по АПК Витебщины, которые должны подстегнуть и взбодрить глубинку.
Рабочая группа в Администрации Президента аккумулировала предложения из районов
Ответы на вопрос, чего не хватает, чтобы принимать решения, собирала рабочая группа президентской Администрации из всех 118 районов. Интересно, что почти треть из них таких представила. Ведь бок о бок с расширением полномочий всегда идет повышение ответственности. В первую очередь предложения, что неудивительно, касались бюджета и финансов.
Крутой представил проект указа о новых полномочиях руководителей районов
Дмитрий Крутой, глава Администрации Президента Беларуси:
"Кроме очевидных инструментов, которые связаны с остатками бюджета (если бюджет лучше работает), либо с использованием средств резервного фонда райисполкома, либо такие чуть, может быть, косвенные меры, связанные с системой госзакупок, когда районный бюджет может сэкономить на определенных видах работ, встал вопрос возможного налогового перераспределения в масштабах республики. Естественно, председатели райисполкомов хотели бы получать больше налогов или оставлять больше налогов от тех предприятий, которые находятся на территории районов. Весь спектр налогов от подоходного и заканчивая НДС они хотели бы сохранить у себя".
Глава Администрации Президента Беларуси отметил, что Президентом (в определенном смысле как соломоново решение) поручено оставлять все налоги в районе от вновь созданных предприятий с 2025 года до 2030 в рамках следующей программы пятилетки. "Новые субъекты хозяйственные, которые появляются в районе, все налоги будут платить в местный бюджет. Это, конечно, определенным образом будет стимулировать районные власти к открытию таких предприятий. Определенным образом оживит инициативу "Один район, один проект", - уверен Дмитрий Крутой.
Идею с налогами еще обсудят и, скорее всего, протестируют в пилотном режиме в отдельных районах, чтобы было без перекосов. Еще один блок предложений проходит под кодовым названием "строительство и благоустройство". Многие моменты здесь по работе с заброшенными и ветхими объектами забюрократизированы. Президент поручил упросить по максимуму и отдать на откуп районам. Тем более что это вписывается в логику действий по этому вопросу, что было озвучено в Климовичах. Отдельно и мысли по кадрам.
Президент при этом сделал важное уточнение. "Больше надо относить полномочия к исполкому, а не председателю райисполкома". "Он вносит, предлагает, а исполком утверждает. Ну, кое-что решает председатель исполкома. Они председатели исполкомов. Они, образно говоря, президенты на этой территории, как я говорю. Но они не президенты. Так же, как и премьер-министр. Он - председатель правительства, у него есть определенные личные полномочия, но он лично не может принять ни один нормативный правовой акт. Он организовывает правительство, его работу и так далее. Это дело премьер-министра. А нормативные правовые акты - правительства (Президиум у нас есть и заседание Совета Министров). Мы тут путать не должны. И не создавать вертикаль диктатуры от Президента до председателя сельского совета. Это красная нить. Мы тут ни в коем случае не должны преступить", - расставил акценты Александр Лукашенко.
Что касается кадровых вопросов - это главное, это конек, подчеркнул глава государства. "Партии нет, райкома и обкома партии нет (отсылка к схеме назначения кадров во времена СССР - прим. ред.). Это все решается здесь. И не надо это замыкать на одного человека, даже если это председатель. Да, он вносит любой вопрос. Обсуждают, он борется, сражается, но исполком принимает решение по всем кадрам, которые там есть. Что плохого, если они согласуют кандидатуры начальника РОВД, начальника МЧС и прочих, - отметил Президент. - Может не согласовать. Но председатель облисполкома может назначить, он несет ответственность за это. Это его право. Вы можете не согласовать любую кандидатуру, это ваше право. Я могу это учесть, могу не учесть. Эту логику надо сохранить. Это от жизни уже".
"Но если мы хотим, чтобы район управлялся, мы не должны тремя пальцами что-то оторвать и дать председателю райисполкома. А это - нет, это не твое. Ну, так он и работать будет", - настаивает белорусский лидер.
Проект указа, направленный на повышение статуса председателей райисполкомов, позволит усилить их роль в развитии регионов.
В общем нужно создать такую своеобразную Конституцию для тех, кто работает на местах. Концептуально подходы по расширению полномочий райпредов поддержаны. Важная ремарка Президента - окончательное решение должно быть в виде нормативного акта. Из этого вытекает вся ответственность.
"Президиумом ВНС был одобрен следующий подход. У нас есть закон о местном управлении и самоуправлении. Там целые главы, разделы посвящены полномочиям, правам, компетенциям и ответственности местных органов власти. Президентом поручено в I квартале 2025 года оперативно доработать закон. Все дополнительные полномочия будут положены в этот документ, в закон, в одном месте председатель райисполкома сможет почитать как Конституцию, как настольную книгу все имеющиеся у него полномочия", - пояснил глава Администрации Президента Дмитрий Крутой.
На заседании Президиума ВНС принято решение о сокращении численности судей Верховного суда
На заседании решили вопрос изменения численности состава Верховного суда. Это в компетенции Президиума ВНС. Сейчас судей 76, будет 71. 5 перейдут в новообразованный Апелляционный экономический суд.
"Чтобы этот суд заработал, необходимо 27 судей. Мы посчитали, что 22 судьи мы можем изъять из действующих областных экономических судов в связи с сокращением их компетенций. И на 5 судей необходимо уменьшить состав Верховного суда, т.е. 5 судей Верховного суда необходимо передать в новообразующийся суд", - раскрыл кадровую арифметику председатель Верховного суда Валентин Сукало.
Валентин Сукало уточнил, что в настоящее время штатная численность Верховного суда составляет 76 судей, а после нынешнего решения Президиума ВНС будет 71.
Отвечая на вопросы, не повлияет ли это на текущую загрузку в делах Верховного суда, Валентин Сукало заверил, что этого не произойдет. Во-первых, часть дел уйдет в новый суд, а сокращение штатной численности произошло на фоне имеющихся в Верховном суде вакансий. "Никакой сложности не будет. Мы все просчитали", - заверил он.
Лукашенко поручил выстроить четкую схему работы делегатов ВНС без дублирования и подмены органов власти
ВНС в новом статусе стало результатом большой политической трансформации. В некотором роде оно еще вписывается в иерархию власти. Поэтому неслучайно глава государства делает акцент - максимально щепетильно подойти к вопросу взаимодействия с делегатами. Их работа не должна дублировать другие структуры. Президиум аккумулирует самые важные вопросы, а само заседание ВНС впереди.
Подводя итоги прошедшего первого заседания Президиума Всебелорусского народного собрания, Дмитрий Крутой сказал: "Основной упор будет сделан, по крайней мере на ближайших заседаниях, на подготовку Программы социально-экономического развития на следующие 5 лет. Контуры этой программы будут обозначены в предвыборной программе нашего Президента к предстоящим президентским выборам и далее развиваться уже через Послание Президента, которое он озвучивает тоже на Всебелорусском народном собрании".
Следующее заседание ВНС пройдет после президентских выборов
Конкретных дат проведения Всебелорусского народного собрания не звучало, но понятно, что это будет уже после президентских выборов.