3.36 RUB
3.47 USD
3.64 EUR
Реальному сектору не хватает инженерных кадров - какие шаги предпримут
Автор:Светлана Лукьянюк
Каждый пятый студент белорусских вузов - это будущий инженер. Но учитывая потребности реального сектора, этого мало. Вопросы есть и по качеству подготовки кадров. Обучение инженерных кадров от 4 до 5 лет во многом должно быть опережающим, потому что прогресс не стоит на месте, а осваивать новые машины могут только хорошо подкованные и мотивированные специалисты. Что важно менять в системе подготовки кадров? Об этом сегодня премьер говорил с руководителем крупных наших предприятий в Белорусском национальном техническом университете.
Концепция развития высшего инженерного образования
Технологии нынче меняются быстро, и переучиваться приходится и тем, кто работает, и тем, кто готовит будущие кадры. Инженеров на рынке сегодня не хватает. А они нужны и крупным предприятиям, и небольшим компаниям. Сейчас готовится концепция развития высшего инженерного образования до 2035 года, и важно определить главное в ней с расчетом на 10 лет вперед.
В Беларуси более 20 технических вузов
Послушать, что говорит наука и как оценивает практика, премьер приехал в Белорусский национальный технический университет. В целом по стране таких вузов более двух десятков. Но количество - не всегда качество.
Андрей Иванец, министр образования Беларуси:
"Мы видим определенный дисбаланс по таким направлениям, как информационные технологии. Сегодня фактически в два раза больше готовим специалистов, чем востребовано в экономике. Это объясняется инерционностью белорусской экономики. Сегодня каждый инженер должен быть фактически IT-специалистом, но по своему прикладному направлению".
По его словам, по таким направлениям, как промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство есть определенный дисбаланс: в полтора-два раза меньше специалистов готовят вузы, чем востребовано этими отраслями.
Реальный сектор испытывает дефицит инженеров
Глядя на годы вперед, понимаешь, вопрос с кадрами актуальности не потеряет. В 2023 году на инженерные специальности зачислено 16 с небольшим тысяч абитуриентов, а на 2027-й заказ - 21,5 тыс. То есть у реального сектора уже вакантно около 5 тыс. мест для молодых инженеров. Важно, конечно, эту ситуацию переломить.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси:
"Зачастую слышу нарекания на то, что после вузов к ним приходят "сырые" специалисты, которые не обладают достаточным объемом знаний для самостоятельной работы по тем технологиям, которые применяются сейчас на производстве. Их приходится доучивать или переучивать уже на действующем производстве. В этом, конечно, ничего плохого нет. Понятно, что никакой вуз не заменит реальное производство, но в том-то и задача, чтобы студент, выпустившись из вуза, смог быстро, в сжатые сроки адаптироваться под реальную технологию".
Связь образования и производства
Технологический суверенитет и независимость невозможны, в том числе, и без крепких кадров, которые на ты со всеми приборами и современными решениями, да и готовы предлагать свои. Одним словом, чтоб не было технологического разрыва между учебой и работой. Здесь, на факультете энергетического строительства БНТУ, большое внимание уделяют как раз практике.
Карина Мацукевич, студентка 5-го курса БНТУ:
"Перед практическими занятиями проходит курс лекций. После лекций мы занимаемся на практических занятиях. Сейчас у нас лабораторная работа. Мы изучаем биометрические графики".
Владислав Шубич, студент 5-го курса БНТУ:
"Учиться очень интересно, захватывающе. Тем более с новыми лабораториями процесс более обширный, более наглядный".
Обновление материально-технической базы
Материально-техническая база важна для студентов. Премьер призывает к ее обновлению, закупке оборудования и обустройству лабораторий, активно подключатся и наши крупные предприятия. Вот как энергетический сектор сделал для БНТУ, купив в прошлом году 21 лабораторный стенд и тренажеры.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси:
"В рамках возможного бюджет всегда будет выделять деньги на эти цели. Ключевая задача - это центры компетенции и отраслевые лаборатории. Предприятия, для которых выпускники того или иного факультета, того или иного вуза являются основной аудиторией, для которых этот вуз или этот факультет базовый. Они должны осуществлять инвестиции и вложения в подготовку этих специалистов. Предоставлять оборудование, какие-то элементы, технологии, преподавательско-инженерный состав для подготовки, совместно вовлекать студентов в исследовательскую работу".
Систему подготовки инженеров нужно менять
Да и готовить будущих инженеров нужно уже со школы, предлагая самым талантливым математикам и физикам идти в технические вузы. Пока менее 15 % медалистов поступают в такие университеты. А средний бал ЦТ по математике и физике немногим больше 50. Так что решение вопроса о подготовке инженеров для машин будущего зависит от переформатирования системы на всех уровнях.
Президент
Все
Минск - Маскат: создание хаба для белорусских товаров и совместные кооперационные проекты
Лукашенко уверен, что порт и СЭЗ "Сохар" станут надежной стартовой площадкой для кооперации с Оманом
Лукашенко в Омане посещает порт и СЭЗ "Сохар"
Александр Лукашенко поздравил Папу Римского Франциска с днем рождения
Политика
Все
Общество
Все
Почему в начале 90-х был отдан приказ ослабить белорусскую армию - в проекте "По форме"
Пытки и садистские издевательства - недобитые нацисты в 1945-м подготовили последователей в Украине
От экологии до космической отрасли - какими важными научными разработками запомнился 2007 год
Идеи социальной справедливости и дружба народов победят фашизм - Дзермант
В мире
Все
Регионы
Все
Происшествия
Все