Высокое качество, профессионализм работников и строгий контроль на каждом этапе производства - на это ориентирован коллектив Клецкого мехзавода. Предприятие входит в состав холдинга "БЕЛАВТОМАЗ", в 2024 году оно отмечает 55-летний юбилей.
Там специализируются на производстве электрических жгутов для автомобилей. По сути, заводчане создают кровеносную систему для машин, потому что без проводов не тронется с места ни автобус, ни грузовик. Завод является крупнейшим в Беларуси производителем подобных изделий.
Чем ежедневно заняты вязальщики, почему от их труда зависит имидж всей страны, как выглядит самый большой жгут? Об этом вы узнаете в рубрике "Контроль качества".
Устройство для завивки волос "Надзейка", утюг "Комфорт", электрический кипятильник. Когда-то эти предметы были почти в каждой советской семье. Наверняка и сейчас можно отыскать подобный раритет в антресоли на даче. Но знаете ли вы, что собирали эти бытовые помощники в Клецке?
Вязальщик ОАО "Клецкий мехзавод" Анжелика Володько за 34 года трудового стажа помнит разные страницы в истории мехзавода. И успешные, и не очень: "Тогда у нас и работы не было, и зарплаты. А сейчас новые станки, все улучшается с каждым годом".
Водонагреватели и плойки остались в музейной экспозиции. Сейчас предприятие специализируется на производстве электрических жгутов для автомобилей. Если соединить все провода, выпускаемые Клецким мехзаводом, ими можно опоясать земной шар. Всего свыше 4,5 тыс. модификаций.
Жгуты - кровеносная система автомобиля. Они обеспечивают взаимосвязь практически всех электрических агрегатов. Без связки изолированных проводов не будет работать ни стеклоподъемник, ни кондиционер, ни двигатель. Машина просто не сдвинется с места.
Жгуты питают не только грузовики, автобусы, троллейбусы и прицепы. Без них не обходятся и холодильные установки. Если на вашей кухне холодильник отечественного производства, то морозит он в том числе благодаря клецким проводам.
С 2008 года завод оказался под крылом БЕЛАВТОМАЗа. А ведь и самого МАЗа могло и не быть. В 1990-х он едва не заглох навсегда, если бы не решение Президента Беларуси Александра Лукашенко.
"МАЗ, как и БелАЗ, и мотовелозавод, - это лицо нашей страны. Мы ни в коем случае не можем и не имеем права угробить эти предприятия. Поэтому, отвечая скептикам и тем, кто сегодня не верит в это: МАЗу быть, быть всегда, и при мне, и после меня.
Белорусская техника колесит по всему миру. А значит, от маленького жгута зависит не только имидж предприятия, но и страны. Контроль качества происходит на каждом этапе производства, говорит начальник отдела техконтроля Виталий Сеньковский. За автоматикой тоже нужно следить в оба глаза. "Проводка у нас отличная. Также освоили импортозамещение. От того, выпускаем ли мы качественную продукцию, зависит, будем ли мы конкурировать на рынках", - отметил он.
Тысячи проводов руками не соберешь. В помощь высокотехнологичное оборудование. Из новинок - автоматическая линия для нарезки, зачистки и маркировки жгутов. Китайский агрегат по функциональным показателям не хуже европейского предшественника. Швейцарские партнеры оборвали провода сотрудничества, кому сделали хуже?
Если раньше провода скреплялись с помощью небольшой "гильзы", то теперь это делается ультразвуком. Тем самым повышается качество конечного изделия, что позволяет предприятию успешно конкурировать на рынке аналогичной продукции.
И кровеносная система, и глаза автомобиля - заводчане предлагают инновационные решения в сфере видеонаблюдения. Речь о мониторах и камерах для грузовой и пассажирской техники. Есть предложения и по линии сельского хозяйства.
Иван Кульчик, директор ОАО "Клецкий мехзавод":
"В прошлом году мы освоили вал-рыхлитель для лесного хозяйства. Это довольно востребованное оборудование. Уже несколько штук продали в этом году. В планах развивать это направление".
В этом году Клецкому мехзаводу - 55 лет. Сменилось не одно поколение заводчан и не одно направление деятельности: от производства изделий для оборонного сектора и товаров народного потребления до жгутов и продукции сельхозназначения. Заводчане продолжают вязать свою историю, соединяя крепкие жгуты качества, которые не разорвать.