Как защитить работников, которые трудятся по договорам подряда. Взаимоотношения наемного сотрудника и нанимателя сегодня не попадают ни под один нормативный документ. Потому у инспекторов Минтруда и соцзащиты зачастую связаны руки, и они не могут действовать так же эффективно, как при обращениях официально устроенных работников.
Для решения этой проблемы Комитетом госконтроля было предложено распространить нормы Указа Президента № 3 и на этот кейс. Это позволит в принудительном порядке взыскивать задолженности по зарплатам в пользу сотрудников, работающих по договорам подряда. Как нововведение будет работать на практике, разбираемся в следующем материале.
Виктория уже много лет работает бухгалтером, поэтому долго не могла поверить в то, что ее работодатель не хочет давать ей расчет. После того как девушка нашла новое место работы и написала заявление об увольнении, наниматель всячески пытался увильнуть от расчета с экс-сотрудницей.
Виктория Вороно, бухгалтер:
"Прошло около двух недель, денежные средства так и не поступили. Наниматель не собирался выплачивать их, и было принято решение мной обратиться в Департамент Министерства труда и социальной защиты. Я написала заявление, где подробно рассказала, где я работала, кем работала, какой у меня был оклад. Всю историю, что никакие отпуска за свой счет я не ходила, и что также имеется неиспользованный трудовой отпуск. Приложила контракт, выписки по счету, что зарплата не поступала, и отправила с просьбой разобраться в данной ситуации".
По словам девушки, уже через 5 дней она получила расчет. После этого ей даже позвонили из Минтруда и соцзащиты, чтобы уточнить, действительно ли ей выдали зарплату. Как признается Виктория, на такое скорое решение вопроса она даже и не рассчитывала. Но сейчас в Беларуси все именно так. Пример Виктории не единичный. Как рассказали в Департаменте государственной инспекции труда по Минску, только в столице с апреля 2023 года было вынесено порядка 400 требований на 9 млн рублей.
Анастасия Галенчик, замначальника Минского городского управления Департамента госинспекции труда Министерства труда и соцзащиты Беларуси:
"Треть из этих решений, порядка 150 на общую сумму порядка 3 млн рублей, нанимателями были устранены в срок, установленный в требовании. По остальным мы вынуждены были уйти в решение и направлять в органы принудительного исполнения".
Президент не раз призывал обратить внимание на моменты своевременной выплаты зарплат. Как подчеркивал белорусский лидер, это важнейший вопрос для людей. И он всегда должен быть в поле зрения.
"Наибольшую обеспокоенность вызывают факты несвоевременной выплаты зарплаты. Вот это надо выжигать каленым железом, не считаясь ни с чем. Ответственность руководителей предприятия должна быть однозначной. Если ты руководитель, подумай о тех людях, которые работают. Кстати, работают и на тебя. Поэтому зарплату, кровь из носу, платить надо", - потребовал Александр Лукашенко.
Навести порядок в сфере выплаты зарплат, в том случае если они задерживаются или неверно насчитаны, специалистам помог указ Президента № 3 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы". Подписан главой государства он был 9 января 2023 года, в силу вступил в апреле. Данным указом расширились полномочия Департамента госинспекции труда по защите прав работников на своевременное получение зарплаты.
Александр Семич, директор Департамента госинспекции труда Министерства труда и соцзащиты Беларуси:
"Действующая ранее модель была не совсем совершенна. Департамент получал информацию о задолженности по зарплате, выдавал требования об устранении нарушений. Если наниматель такое требование не выполнил, то есть люди не получили денег, департамент мог привлечь должностное лицо к административной ответственности. То есть, да, вроде руководитель был наказан, но человек-то обращался за тем, чтобы ему выплатили зарплату. И человек дальше вынужден был самостоятельно обращаться в суд".
После обретения специалистами Минтруда такого эффективного рычага влияния, они стали действовать куда более продуктивно при оказании помощи работникам, которым задерживают оплату. Например, Департаменту госинспекции в случае установления фактов невыплаты зарплаты было предоставлено право выдавать нанимателю обязательное для исполнения требование на устранение нарушений порядка и сроков выплаты заработной платы без назначения и проведения проверки. Причем факты невыплаты сегодня могут устанавливаться на основании информации, содержащейся в письменных обращениях, поступившей от органов госуправления и даже размещенной в СМИ.
Александр Семич, директор Департамента госинспекции труда Министерства труда и соцзащиты Беларуси:
"Для того чтобы стимулировать нанимателя расплатиться с работником, Указом Президента № 3 четко установлено, что если наниматель выполнил требование, то есть рассчитался с работником по долгам, меры административной ответственности к его должностным лицам не применяются. Говоря простым языком, в такой ситуации руководителя просто не штрафуют. Почему? Цель достигнута, люди получили зарплату. Если же он такое требование не выполнил, департамент самостоятельно, без участия работников выносят решение. Это решение является исполнительным документом".
За год реализации указа благодаря действиям департамента и органов принудительного исполнения наниматели выплатили 3,5 тыс. работников задержанную заработную плату больше чем на 5 млн. рублей.
Кроме того, в связи с невыполнением требований департамента органами принудительного исполнения возбуждены исполнительные производства о взыскании с нанимателей задолженности по зарплате больше чем на 6 млн рублей в отношении 3 тыс. работников. Как правило, речь идет о незначительных задержках с выплатами. Но во всех ситуациях власть оперативно реагирует.
Андрей Лобович, зампредседателя Комитета госконтроля Беларуси:
"Количество случаев, которые свидетельствуют о нарушении трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы, в последние годы находится на достаточно небольшом уровне. По каждому случаю контрольно-надзорные органы разбираются, добиваются от субъекта хозяйства, чтобы все, что положено нашим гражданам, было выплачено".
По сравнению с 2014 годом, число организаций, допустивших несвоевременный расчет со своими работниками, уменьшилось более чем в 10 раз. Намного аккуратнее стали в этих вопросах наниматели. Тем более ответственность за подобные нарушения серьезная - до 50 базовых величин. Дает значительный результат и совместная работа Минтруда, КГК, прокуратуры и местных органов власти, которая ежедневно ведется в интересах людей.