3.78 BYN
3.00 BYN
3.43 BYN
Лучшее сохранили и достроили - как развивался Минский метрополитен и почему проект могли закрыть
40 лет работы в постоянном движении сквозь толщи грунта - это про минский метрострой. Современные и супертехнологичные станции появляются благодаря труду опытных инженеров, проходчиков, конструкторов. Кстати, в 2024 году собираются открыть самый новый участок Зеленолужской линии.
Темпы все быстрее, уровень качества выше. Но так было не всегда. Грандиозный проект новой минской подземки когда-то оказался на грани закрытия. Но столичному метро суждено было быть. Плечо подставили государство и Президент.
Уникальный шанс для города СССР, ставшего миллионником, встать на рельсы современного трафика. 1972 год. Конструкторские задумки, решения архитекторов, тысячи сложнейших чертежей и планов решили перенести с бумаги под землю. Минску дали добро на грандиозную стройку, пожалуй, самой главной транспортной артерии - первой столичной ветки метро.

Высокий уровень грунтовых вод, перепады высот, особенности геологического строения из-за ледниковых отложений. Технические сложности при прокладывании артерий на глубине преодолевали год за годом и успешно. В Минск приехали специалисты из Москвы, Баку, Ташкента. Строительные материалы привозили из 200 городов.
Алексей Серегин, начальник УП "Минскметрострой" в 1995-2008 гг.:
"Это, может быть, грубо сказано - грязные работы, мокрые работы. Условия труда - это постоянно в касках, в резиновой спецовке. Приходилось по-всякому. Там вся разработка вручную, там и отбойные молотки, иногда приходилось даже взрывать валуны большие".
Параллельно началась стройка красной линии Минского метрополитена. А дальше развал Советского Союза и грандиозная стройка в недрах Минска стала на паузу. Ставку на этот долгосрочный и сложный проект сделал первый Президент Беларуси. И сегодня уже однозначно можно сказать, что не зря. По традиции в июле 1995 года белорусы получили подарок. Сразу две новые станции - "Пушкинская" и "Молодежная".
Александр Лукашенко, Президент Беларуси (06.11.1997 г.):
"Сегодня мы являемся свидетелями великого праздника - праздника труда наших людей. Это действительно история, которую никогда не смогут подвергнуть сомнению. Минское метро - это и строительный полигон для испытания новых технологических решений, и то, что мы в непростое для республики время можем финансировать такое строительство - это еще одно свидетельство оздоровления нашей экономики. Ни один объект метростроя не заморожен, не заброшен. Напротив, мы уверенно здесь движемся вперед".
"На каждом пуске присутствовал Президент. В апреле проходили традиционно субботники. Александр Григорьевич был лично, работал сам, укладывал кирпичи. А потом мы ему рассказывали, в какую сторону эта ветка пойдет, какое развитие у нее будет", - рассказал директор УП «Минскметропроект» 1984-2018 гг. Валерий Чеканов.
В 2005 году метростроевцы продлили финальный участок красной ветки от станции "Пушкинской" до станции "Каменная горка". 3 июня 2014 года был открыт самый свежий участок синей линии на запад от "Петровщины" до станции метро "Малиновка".

И каждый новый метр тоннелей под землей был на особом контроле государства и лично Президента. А дальше подземная стройка перешла уже на новый уровень и на новый маршрут - с севера на юг. В 2020 году открылся первый участок Зеленолужской линии минского метро.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси (06.11.2020 г.):
"Сегодняшний запуск первой очереди новой линии метро - показатель нашей социальной и политической устойчивости. В это время такие государства, как мы, подобных объектов не создают. Когда-то я требовал от метростроевцев, чтобы мы под землей не создавали "музеи" - это очень дорого. Поэтому музеи создавать не надо. Но станции должны быть функциональны, симпатичны, эстетичны, красивы".
"Юбилейная", "Площадь Франтишка Богушевича", "Вокзальная" и "Ковальская слобода" - каждая станция выглядит как произведение искусства от дизайнеров с индивидуальным стилем. И, конечно же, новые поезда.
На возведение первого участка зеленой ветки ушло 5 лет. Столько же времени новая ветка находится в активном пользовании минчан и гостей горда. И за это время 6 составов успели перевезти 16,7 млн пассажиров.
Сейчас строительство метро - это уже совсем другая история - процесс быстрый, безопасный, технологичный. При создании станции метро "Аэродромной" прямо под бывшей посадочной полосой аэропорта Минск 1 трудились более 100 специалистов - инженеров, конструкторов, монтажников и сварщиков. Готовность объекта составляет 99 %.
С 1980 года прокладывает рельсы для поездов подземки Владимир Суховаров. В послужном списке легендарного начальника тоннельного отряда № 1 было 8 станций метро. "Аэродромная" стала 9-й. Под его руководством сменились поколения строителей, методы работы, техника и инструмент, но осталось главное - желание делать важное дело для страны и для людей.

Владимир Суховаров рассказал, что начал работу со станции метро "Академия наук", после была "Пушкинская", "Могилевская", "Партизанская": "Думаю, что на "Аэродромной" станции будет очень большой поток людей. Здесь установлено 8 эскалаторов".
Готовность второго участка Зеленой ветки составляет свыше 95 %. Это станции "Аэродромная", "Неморшанский сад" и "Слуцкий гостинец". По рельсам уже проходят обкатку поезда, совсем скоро это направление откроют для жителей микрорайонов "Минск-Мир" и Курасовщина. А дальше движение на север - в тот самый Зеленый Луг. Уже активно ведутся строительные работы в районе площади Бангалор.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси (06.11.2020 г.):
"Я думаю, если мы прекратим строительство, не будет вот этой великой школы. А это соразмерно с космосом, только под землей. Моя мечта - хотя бы начать мега-проект по строительству четвертой линии метрополитена - кольцевой. Она разгрузит Минскую кольцевую автодорогу. Благодаря этому в обозримой перспективе там будут созданы полноценные транспортно-пересадочные узлы между всеми видами городского и пригородного транспорта".
Всего 3 линии и 33 станции. А совсем скоро еще плюс 4 новых перрона. У нас буквально под ногами целый подземный город с развитой инфраструктурой, сложнейшими техническими решениями. И это самый популярный вид общественного транспорта. Поэтому очевидно, что впереди у минского метро большое будущее и ясная перспектива.