3.43 RUB
3.28 USD
3.59 EUR
Все
Все
Все
Все
Все
Все
"50 лет БАМ. Белорусы на стройке века" - в белорусском павильоне на ВДНХ открылась выставка о работе наших студенческих отрядов на Байкало-Амурской магистрали.
Расскажем о романтиках, которые ее строили.
Байкало-Амурская магистраль - это железная дорога, которая проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Ее протяженность - почти 4,5 тысячи километров. Сегодня это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строил ее весь Советский Союз, а это почти 2 млн человек. Среди них 60 тысяч белорусов.
В эти дни некоторые из них специально приезжают в белорусский павильон на ВДНХ, чтобы пройтись по выставке и снова окунуться в то непростое, но незабываемое время. Ведь 65 % магистрали было проложено в зоне вечной мерзлоты.
Вера Прокашева работала на БАМе в начале 80-х, возглавляла белорусские студенческие отряды. Трудилась в поселке Серебряный Бор, в Якутии. Кстати, на выставке есть ее личная фотография именно оттуда.
Вера Прокашева, участница строительства Байкало-Амурской магистрали:
"Жизнь - это не те дни, которые прошли, а которые запомнились. Мне запомнилось все - начиная от запаха тайги, от мозолей на руках и от той великой дружбы народов, не народа, а народов, которая была в Советском Союзе в те времена".
Кстати, среди ветеранов БАМа и Госсекретарь Союзного государства, Дмитрий Мезенцев. Студентом Ленинградского железнодорожного инженерного института строил западный портал Байкальского тоннеля. Для него БАМ - это проверка на прочность, на дружбу и на порядочность. Это место, где закаляется характер, а мальчик становится мужчиной.
Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства:
"Для нас работа с 8:00 до 20:00, конечно, было огромным испытанием, для пацанов 18, 20, 21 года, но самое главное было, чтоб никто не подумал, что ты слабый, что ты струсил. Это испытание, как экзамен перед твоими товарищами, которые для тебя важнее любого доцента или профессора, к которому ты осенью придешь сдавать экзамен".
На выставке много интересных экспонатов. Это личные вещи строителей БАМа, фотографии, документы, газетные статьи, есть даже путевой гаечный ключ и кирка, которыми строили магистраль. Но особое внимание - снимкам гродненского фотохудожника Александра Лосминского. Его, как молодого журналиста, отправили освещать работу первого отряда белорусских студентов имени Кедышко, которые приехали на БАМ в 1975 году. Им поручили строить самый ответственный северный участок дороги, который шел через тайгу в Якутию.
Александр Лосминский, заслуженный журналист Белорусского союза журналистов, фотохудожник:
"Я был с двумя фотоаппаратами, с кучей блокнотов и с тяжелой кинокамерой "Красногорск", 300 метров пленки. Полтора месяца. Я спрашиваю: "Почему такая долгая командировка?" - " Так тебе ехать только 2 недели туда и обратно поездом". И на моих глазах все начиналось. И первые домики, и первая пекарня, и первая баня, и первый клуб, палатка большая. И неповторимый энтузиазм, который царил в этом первом комсомольском белорусском отряде".
Сегодня дело первых БАМовцев продолжается. Белорусские стройотряды готовы отправиться на Дальний Восток, чтобы участвовать в масштабном проекте БАМ 2.0.
Выставка "50 лет БАМ. Белорусы на стройке века" продлится до конца октября. Так что все, кто интересуется историей легендарной Байкало-Амурской магистрали, добро пожаловать в белорусский павильон на ВДНХ.