3.69 BYN
3.02 BYN
3.52 BYN
Что с очередями на западной границе? Президент Беларуси принял с докладом председателя ГТК
Во Дворце Независимости об обстановке на границе Президенту доложил председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский. Ситуация сложная. Все задержки транспорта и людей, к сожалению, организовывают наши соседи, не выполняя общих договоренностей.
По факту на западном направлении с Беларусью сейчас работают три пункта пропуска: это "Каменный Лог" и "Бенякони" на въезд в Литву. "Григоровщина" - в латвийском направлении. Польша закрыла границу в одностороннем порядке. Что крайне негативно сказывается на их же коммерции и туризме. Похожая ситуация и с другими европейскими странами. Президент выслушал подробный доклад, в котором были и неприятные цифры по безопасности. Буквально в июле был пресечен крупный канал ввоза психотропов из Латвии. Изъято 637 кг опасного вещества.
А через пункт пропуска "Брест" из Польши в микроавтобусе пытались ввезти новый тип взрывчатки весом более 580 кг. После этих событий Беларусь усилила меры контроля.
"Хочу, чтобы мне доложили о ситуации на границе с точки зрения таможни", - сказал глава государства, обращаясь к председателю Государственного таможенного комитета Владимиру Орловскому.
Второй вопрос, который обозначил он, касался правоохранительной деятельности. "Вроде, они (ряд сопредельных стран. - Прим. ред.) с нами не сотрудничают, но все-таки пакостят они прилично. И наркотики, взрывчатые вещества и прочее через границу перемещаются", - констатировал Президент.
Он отметил, что и недавно были факты задержания наркотических средств, а также взрывчатки. Последняя, как утверждается, предназначалась для последующего транзита в Россию. "Тем не менее, Россия - это не чуждое нам государство", - заметил Александр Лукашенко.
В-третьих, он поинтересовался у председателя ГТК новинками в деятельности таможенных органов: "Как используем цифровизацию, может, искусственный интеллект для того, чтобы более эффективно работать на границе?"
"И перспектива. Как вы видите в силу сложившейся ситуации, какова же все-таки перспектива? Как профессионала (оценка. - Прим. ред.)", - добавил глава государства.
ГТК: Белорусская сторона делает все возможное, чтобы не заставлять людей ждать
По словам председателя ГТК, белорусская сторона делает все возможное, чтобы не заставлять людей ждать, а бизнес - терпеть убытки. Белорусы максимально быстро оформляют любые передвижения. И тем не менее, количество следующих через таможенную границу с ЕС грузовых автомобилей и ж/д-составов, продолжает снижаться. В среднем на четверть. Параллельно с этим товаропоток уменьшился почти на 30 %.
Что с очередями на западной границе?
Председатель государственного таможенного комитета доложил Президенту: "На границе ситуация сложная. Несмотря на это, на въезд к нам в страну грузы и легковые машины физических лиц мы оформляем максимально быстро. Конечно, контроль есть, контроль обязательный. Но специальной какой-то затяжки времени не допускаем. Что касается выезда, здесь все зависит от сопредельной стороны. Сколько берут, столько мы и оформляем на выезд. Пропускают автомобилей к себе в разы меньше, чем установлено нашими соглашениями".

Владимир Орловский привел пример, что если на литовском направлении можно оформлять 500-600 грузовиков, то реально пропускают только до 100 машин.
"Они обещали больше брать для оформления грузов, но берут в разы меньше? То есть они нарушают соглашение?" - уточнил глава государства.
"Нарушают соглашение. Причем принимают меньше умышленно. То есть вся инфраструктура есть, пункты пропуска, техника. Но делается это умышленно. Соответственно раз принимают автомобилей меньше, очереди на нашей стороне образовываются", - ответил Владимир Орловский.
Александр Лукашенко напомнил о договоренности, чтобы ГТК внедрил электронную очередь, чтобы люди не стояли подолгу на границе.
"Так и сделали. Тот, кто хочет на площадке ожидать (непосредственно возле границы. - Прим. ред.), - все условия созданы - кафе, душ, туалеты, Wi-Fi. Но, самое главное, так как очереди стали уже порой больше недели, столько человеку ждать просто в машине невозможно, поэтому мы такую технологию в этом году отработали: регистрируем в электронной очереди и отпускаем такие автомобили, чтобы они могли ожидать пересечения границы там, где удобнее. А уже уведомляем за некоторое время перед пересечением границы, чтобы приехать и комфортно пересечь границу", - рассказал Владимир Орловский.
Сейчас для того, чтобы зарегистрироваться в электронной очереди, нужно приехать на спецплощадки перед границей. В перспективе эту процедуру сделают полностью удаленной. Работают над тем, чтобы избежать перепродаж мест и других спекуляций на эту тему. Дополнительно таможенный комитет занимается организацией приграничной инфраструктуры, чтобы процесс ожидания для всех был максимально комфортным.

Владимир Орловский рассказал, что сейчас заканчивается строительство двух крупных площадок. Первая из них - для грузовиков перед пунктом пропуска "Козловичи". Площадка включает около 800 машиномест. Ее сдача планируется в январе 2026 года.
Кроме того, в декабре 2025 года планируется сдать площадку перед пунктом пропуска "Варшавский мост". "Это самое напряженное место, где последние два месяца очереди достигали 8-10 дней ожидания. Там тоже делаем площадку и создаем комфортные условия", - добавил Владимир Орловский.
Белорусская сторона открыта к диалогу с соседями и восстановлению работы любого пункта пропуска в течение суток. Сейчас остается надежда только на благоразумие сопредельных стран.