3.71 BYN
2.99 BYN
3.49 BYN
Какой он - Витебск Шагала?
Биография художника Марка Шагала, нашего знаменитого земляка, уже описана едва ли не до каждого дня его жизни. Но чем больше времени проходит с того момента, как его имя вернулось в родной Витебск, то есть в конце 1980-х, тем чаще творчество и масштаб его личности оцениваются с иного ракурса.
Неизменным остается лишь удивительная преданность и любовь родному городу, которую он пронес через всю свою жизнь.
Витебск Шагала - это не географическое место на карте нашей родной Беларуси. Витебск для него всегда был местом обычного человеческого счастья. Художник появился на свет в июле 1887 года. Спустя ровно 138 лет с того дня Андрей Козлов в антураже фестивального города на Двине пробует найти ответы на те вопросы, которые звучали уже много раз.
"Ну вот представьте день, который начинается с красок. Пить чай - это у нас такой темно-коричневый цвет. Затем идем по улице - это бежевый, красный, желтый, синий цвет, белый. Для Шагала намного важнее было познать свет и передать свет, познать свою страну, познать свою психологию и познать самого себя", - рассказал старший научный сотрудник музея Витебского народного художественного училища Александр Козлов.
Витебск был и остается Витебском. Независимо от того, кто в нем жил, живет прямо сейчас и будет жить. Но только одно имя и фамилия стали будто человеческим воплощением нашего города в реальность. Нейросеть нынче рисует города в виде людей. Витебск в компьютерной графике был бы Марком Шагалом.
"У всех нас детские образы и воспоминания идеализированные. В детстве и мороженое слаще было, и деревья были выше, и трава зеленее. Так, я думаю, и у Марка Шагала где-то это на подсознательном уровне было", - поделилась директор Музея Марка Шагала Ирина Воронова.
Спустя полвека после того, как Марк Шагал покинул Советский Союз, который только переживал первые постреволюционные годы, художник получил приглашение посетить Москву и Ленинград. У него там состоялся ряд встреч - и формальных, и личных. Но до Витебска в том, 1973-м, он тогда так и не доехал.
"Он встретился со своей сестрой, со своими племянниками. И общался с ними, поэтому он знал, что было в Витебске на тот момент. И он тогда узнал, что как раз-таки его дом сохранился. Но он знал также, что весь Витебск очень изменился. Он знал, что того кладбища, где были похоронены его родители, уже не существует. И вообще после войны это абсолютно другой город. Это новый город, в котором живут другие люди", - продолжила старший научный сотрудник Музея Марка Шагала Елена Ге.
"Когда нет ни Двинского моста, ни мастерской Пэна, и родная улица Покровска уже не выглядит так, как это было в его детстве, на его картинах, это душераздирающе", - констатировал Александр Козлов.
Возникает немало споров среди научных сотрудников, был ли для Шагала Витебск топографическим местом, или же неким небесным Иерусалимом, или таким идеальным городом воспоминания, или идеальным городом, который в мечтах? И все больше они склоняются к мысли, что как топографическое место Витебск Шагала, возможно, уже и не интересовал.
"Искусство действительно спасает мир, но часто люди просто не видят красивого в работах, не замечают какие-то определенные мотивы или просто не хотят погружаться в искусство. Две мировые войны, восстановление Советского Союза, затем холодная война - все это очень сильно повлияло на мироустройство. Но Шагал все равно продолжал вот эту идею о мире, о доброте, о красках и о познании самого себя. Ну и, конечно, о детстве в своем родном городе", - заключил Александр Козлов.