3.67 BYN
3.02 BYN
3.50 BYN
Как менялись вызовы для таможни за время существования независимой Беларуси

Именно Брестская таможня сегодня - крупнейшие западные ворота ЕАЭС. Поэтому на ее сотрудников ложится не только груз ответственности по обеспечению безопасности нашей страны, но и всего Евразийского экономического союза.
По словам председателя Государственного таможенного комитета Владимира Орловского, Белорусская таможня на сегодняшний день оснащена всеми видами контроля, также есть разные виды пунктов пропуска. Он так же отметил единственный в таможенной системе досмотровый комплекс для железнодорожных составов. "Все новое, что мы либо приобретаем, либо по взаимной международной помощи получаем, отрабатываем практически вначале в Бресте, а потом уже распространяем в другие регионы страны. Брестская таможня - это самый крупный и ответственный сегмент Белорусской таможенной службы", - считает Владимир Орловский.
История современной Брестской таможни берет свой отсчет с 20 ноября 1939 года. В начале своего пути штат таможни состоял из 12 работников. Таможня в то время располагалась на привокзальной площади, где теперь размещается прижелезнодорожный почтамт. В 60-х пассажирами в основном являлись сотрудники советских и иностранных торговых представительств, различных миссий, дипломатические работники и члены их семей.
Именно Брестская таможня стала прецедентной для пресечения контрабанды, доставляемой по каналам с дипломатическим прикрытием.
По словам ветерана Брестской таможни Вячеслава Осинцева, который был начальником таможни "Западный Буг" с 1993 по 2006 год, в основном провозили золотые изделия, старинные предметы искусства, которые прятали в межпотолочном пространстве.
Затем сегмент путешественников стал значительно пестрее. В СССР поехали иностранные специалисты и студенты, а с начала 70-х через Брест двинулись и организованные туристы. Сегодняшнему поколению сотрудников в это трудно поверить, но вплоть до начала 70-х годов на таможне практически не имелось никакого специального оборудования или приборов. Для проверок сыпучих грузов использовали щупы, для осмотра труднодоступных мест - куски зеркала, прикрепленные к палкам-рукояткам, а самым точным инструментом оставались единственные аптекарские весы.
Смотрите фильм "Зеленый коридор" ЗДЕСЬ
В начале 90-х стала развиваться сеть внутренних пунктов оформления. Тогда же началось таможенное обустройство белорусско-украинской границы. Вообще, 90-е стали сложным периодом для многих. Экономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего. Именно тогда появились так называемые "челночники", которые стали перевозить в Польшу сигареты и спирт, а оттуда тянуть ширпотреб. Сотрудникам таможни необходимо было предотвратить ввоз таких товаров в страну.
"Спирто-водочные, сигареты, то есть те товары, которые были ограничены и к вывозу, и к возу не только нашими государствами, но и государствами сопредельными. Это и составило основную трудность", - рассказал Вячеслав Осинцев.
Таможня "Западный Буг" в 2008 году в процессе реорганизации была присоединена к Брестской таможне. Именно в это время происходит настоящий рывок в плане автоматизации и появления технологического оборудования. Работа становится эффективнее. И в тот момент это очень важно, ведь на смену контрабанде ширпотреба приходит настоящая угроза - незаконный оборот наркотиков.
Вячеслав Осинцев:
"Получали информацию о движении наркотических средств. Я знал, что основные потоки шли через Ленинград, Одессу и Чоп. Мы в этой цепочке не были задействованы. Если и бывали случаи провоза наркотиков, то это были очень мелкие, для личного потребления, этим больше всего занимались как раз таки студенты".
Но со временем все изменилось. К существующим каналам поставок наркотиков добавились и те, которые пролегали через Брест. Долгие годы оперативные сотрудники Брестской таможни нарабатывали компетенции по выявлению и пресечению контрабанды этой отравы. И как показывают последние примеры, с поставленной задачей они справились. Только за последние 5 лет из незаконного оборота брестскими таможенниками изъято более 2,5 тонны наркотиков.