Города-спутники в Беларуси объединяет одно ключевое преимущество - близость к крупным центрам. Расположенные не далее 30 км от Минска, Бреста или Гродно, они позволяют за 15-20 минут на машине променять суету мегаполиса на спокойствие и комфорт благоустроенного пригорода.
Города - спутники - это будущее Беларуси. Да, сейчас они есть у Гродно, Бреста и Минска, но в перспективе будут и у Гомеля, Витебска и Могилева. Жилье в таких городах по качеству не хуже, а вот по цене дешевле. Если в Минске однокомнатная квартира в среднем 200 тыс. белорусских рублей, то в Смолевичах 120 тыс.
При этом уровень образовательной инфраструктуры в городах-спутниках зачастую превосходит столичный. Яркий пример - школа в Фаниполе, рассчитанная на 700 учащихся и построенная в 2025 году.
Школа в Фаниполеnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/a6044636-a695-4d16-ba8d-84834b6cc230/conversions/e57fbf29-bc26-4ec5-bdcc-bb5bb95a9172-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/a6044636-a695-4d16-ba8d-84834b6cc230/conversions/e57fbf29-bc26-4ec5-bdcc-bb5bb95a9172-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/a6044636-a695-4d16-ba8d-84834b6cc230/conversions/e57fbf29-bc26-4ec5-bdcc-bb5bb95a9172-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/a6044636-a695-4d16-ba8d-84834b6cc230/conversions/e57fbf29-bc26-4ec5-bdcc-bb5bb95a9172-xl-___webp_1920.webp 1920w
Ее оснащение соответствует самым современным стандартам: помимо учебных классов, здесь имеются тренажерный, хореографический, музыкальный и гимнастический залы, а также бассейн, что создает все условия для комплексного развития детей.
А главное преимущества городов-спутников - это новые рабочие места для молодых специалистов. Кстати, в этой школе их абсолютное большинство. Закрепиться здесь легко: рядом строится новый микрорайон, а к концу 2025 года появятся еще четыре жилых дома.
Новый микрорайон в Фаниполеnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/312386eb-ff63-4f40-b6c5-7722757fc3c5/conversions/2a2fd75f-7298-439e-bb2f-65b389c04609-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/312386eb-ff63-4f40-b6c5-7722757fc3c5/conversions/2a2fd75f-7298-439e-bb2f-65b389c04609-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/312386eb-ff63-4f40-b6c5-7722757fc3c5/conversions/2a2fd75f-7298-439e-bb2f-65b389c04609-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/312386eb-ff63-4f40-b6c5-7722757fc3c5/conversions/2a2fd75f-7298-439e-bb2f-65b389c04609-xl-___webp_1920.webp 1920w
Фаниполь, наряду со Смолевичами, является значимым промышленным узлом. Наличие здесь крупной птицефабрики открывает дополнительные карьерные перспективы для будущих специалистов.
Параллельно в городе ведется активное развитие социальной инфраструктуры - строится новая поликлиника на 400 посещений в смену (что вдвое превышает возможности старой), а прежнее здание медучреждения будет переоборудовано под художественную школу. Ввод объектов в эксплуатацию планируется к 2027 году.
И если в социальной сфере города-спутники мало в чем уступают Минску, то о транспорте такого не скажешь. Не первый год в час-пик люди не могут уехать на работу в Минск - проезжает одна маршрутка, за ней другая и все заполнены.
Рост населения увеличил пассажиропоток, но не количество транспорта. Маршруток не хватает, а существующие рейсы часто не соблюдают расписание.
Очереди на маршрутку в Фаниполеnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/15fff62c-d2bf-4267-bd4a-b708b959419b/conversions/51524df6-ecda-44ce-b590-f02a46eac5db-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/15fff62c-d2bf-4267-bd4a-b708b959419b/conversions/51524df6-ecda-44ce-b590-f02a46eac5db-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/15fff62c-d2bf-4267-bd4a-b708b959419b/conversions/51524df6-ecda-44ce-b590-f02a46eac5db-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/15fff62c-d2bf-4267-bd4a-b708b959419b/conversions/51524df6-ecda-44ce-b590-f02a46eac5db-xl-___webp_1920.webp 1920w
Елена Голенда, ведущий государственный инспектор КГК Минской области:
"За истекший период 2025 года ни в один из городов-спутников не выполнено запланированное количество рейсов. И хотя этот процент не большой, но в каждой отдельной ситуации человек не смог вовремя приехать на работу".
Елена Голенда, ведущий государственный инспектор КГК Минской областиnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/2e22b8a9-714b-4714-91ec-3c4952cb1e8a/conversions/b36be879-f2c3-4b1b-a6bd-b789e89568c8-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/2e22b8a9-714b-4714-91ec-3c4952cb1e8a/conversions/b36be879-f2c3-4b1b-a6bd-b789e89568c8-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/2e22b8a9-714b-4714-91ec-3c4952cb1e8a/conversions/b36be879-f2c3-4b1b-a6bd-b789e89568c8-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/2e22b8a9-714b-4714-91ec-3c4952cb1e8a/conversions/b36be879-f2c3-4b1b-a6bd-b789e89568c8-xl-___webp_1920.webp 1920w
Решить проблему Миноблпассажиртранс предлагает следующим образом - добавить дополнительный маршрут, который будет короче, но и время ожидания сократится.
"Если отдельно взять маршрут Фаниполь-Минск, количество рейсов в промежутке с 6:00 до 9:00 утра будет увеличено с 20 до 34 рейсов", - сообщил директор ГП "Миноблпассажиртранс" Александр Кохно.
Директор ГП "Миноблпассажиртранс" Александр Кохноnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/50b68847-6d8b-49d9-a165-66d9be6ff31c/conversions/4b8ec397-ff3f-4b8d-a5df-6563c078f50c-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/50b68847-6d8b-49d9-a165-66d9be6ff31c/conversions/4b8ec397-ff3f-4b8d-a5df-6563c078f50c-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/50b68847-6d8b-49d9-a165-66d9be6ff31c/conversions/4b8ec397-ff3f-4b8d-a5df-6563c078f50c-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/50b68847-6d8b-49d9-a165-66d9be6ff31c/conversions/4b8ec397-ff3f-4b8d-a5df-6563c078f50c-xl-___webp_1920.webp 1920w
Необходимость организации скоростного транспортного сообщения со столицей для городов-спутников неоднократно подчеркивал Президент Беларуси Александр Лукашенко: "Допустим, Логойск, Дзержинск, Смолевичи - должна быть железная дорога, а по ней должна ходить очень быстрая техника. Чтобы за 20 минут человек мог из Дзержинска доехать до Минска, тогда не будет проблемы с работой".
Президент Беларуси Александр Лукашенкоnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/fbdaef95-e282-42c8-80c7-bfaf25565f70/conversions/a5664e2e-d1f4-4558-bcf5-1a1ed7c43f5b-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/fbdaef95-e282-42c8-80c7-bfaf25565f70/conversions/a5664e2e-d1f4-4558-bcf5-1a1ed7c43f5b-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/fbdaef95-e282-42c8-80c7-bfaf25565f70/conversions/a5664e2e-d1f4-4558-bcf5-1a1ed7c43f5b-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/fbdaef95-e282-42c8-80c7-bfaf25565f70/conversions/a5664e2e-d1f4-4558-bcf5-1a1ed7c43f5b-xl-___webp_1920.webp 1920w
Претензии к транспорту и в самих Смолевичах - число автобусных маршрутов в городе минимальное, а интервалы между рейсами большие. Вариант один - доехать либо на маршрутке, либо на такси.
Еще одна проблема в Смолевичах - железнодорожный переезд, который фактически разделяет город на две части. Некоторые водители могут стоять в очереди по 40 минут.
Алексей Горбач, заместитель председателя Смолевичского райисполкома:
"У нас уже разработана проектно-сметная документация, в данном проекте предусматривается строительство путепровода через железнодорожный переезд, в 2026 году мы планируем начать реализацию этого проекта. 25 месяцев - срок строительства".
Алексей Горбач, заместитель председателя Смолевичского райисполкомаnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/7bc567be-0005-47e5-9cf4-e396d6fcdc99/conversions/6c71cc83-2e8f-4190-adaa-93648ed4dad3-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/7bc567be-0005-47e5-9cf4-e396d6fcdc99/conversions/6c71cc83-2e8f-4190-adaa-93648ed4dad3-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/7bc567be-0005-47e5-9cf4-e396d6fcdc99/conversions/6c71cc83-2e8f-4190-adaa-93648ed4dad3-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/7bc567be-0005-47e5-9cf4-e396d6fcdc99/conversions/6c71cc83-2e8f-4190-adaa-93648ed4dad3-xl-___webp_1920.webp 1920w
На этом месте построят и новую автостанцию, куда будет курсировать весь транспорт. Такое решение будет очень кстати и для новых жителей. Смолевичи имеет огромный производственный потенциал - машиностроение, пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленности. Рядом и индустриальный парк "Великий камень" - это все новые рабочие места, ведь задача городов спутников разгрузить столицу.
"Минск нельзя заселять. Может, после меня уже вам захочется больше железобетона и больше "стекляшек". Вы видите, что в разных местах несколько "стекляшек" мы построили, для того, чтобы кто-то полюбовался ими. Но не думаю, что людям очень хочется жить в этих стеклянных небоскребах", - заявил Александр Лукашенко.
Президент Беларуси Александр Лукашенкоnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/c6f8c1d3-15e4-4ea7-982b-6d050a67b29d/conversions/c1cd8219-d84a-4467-a027-fc1350f265d7-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/c6f8c1d3-15e4-4ea7-982b-6d050a67b29d/conversions/c1cd8219-d84a-4467-a027-fc1350f265d7-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/c6f8c1d3-15e4-4ea7-982b-6d050a67b29d/conversions/c1cd8219-d84a-4467-a027-fc1350f265d7-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/c6f8c1d3-15e4-4ea7-982b-6d050a67b29d/conversions/c1cd8219-d84a-4467-a027-fc1350f265d7-xl-___webp_1920.webp 1920w
Да и желающих жить "без стекляшек" становится все больше. Например, в Смолевичах есть микрорайон, который строят исключительно для минчан.
"Сейчас указом Мингорисполкома осуществляется строительство 3-х 94-квартирных жилых домов и одного 59-квартирного жилого дома. Это жилье предназначено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий города Минска, но также здесь присутствует и арендное жилье. Стоимость квадратного метра привязано к средней зарплате в Республике Беларусь", - рассказал начальник отдела архитектуры и строительства Смолевичского райисполкома Сергей Федянин.
Начальник отдела архитектуры и строительства Смолевичского райисполкома Сергей Федянинnews.byhttps://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/4ef47918-f124-4c28-926e-faa86dd73228/conversions/4153ea36-0616-438b-a447-73de3ddea801-sm-___webp_480.webp 480w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/4ef47918-f124-4c28-926e-faa86dd73228/conversions/4153ea36-0616-438b-a447-73de3ddea801-md-___webp_768.webp 768w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/4ef47918-f124-4c28-926e-faa86dd73228/conversions/4153ea36-0616-438b-a447-73de3ddea801-lg-___webp_1280.webp 1280w, https://s3-minsk.becloud.by/media-assets/news-by/4ef47918-f124-4c28-926e-faa86dd73228/conversions/4153ea36-0616-438b-a447-73de3ddea801-xl-___webp_1920.webp 1920w
Инфраструктура микрорайона активно развивается: школа на 1000 мест уже готова на 90 % и откроется в следующем году, а строительство детского сада, запланированного на 2027 год, уже начато.
Такие масштабы требуют модернизации коммунальных систем. Вместо простого ремонта старых очистных сооружений будут построены новые, что улучшит качество очистки воды и снизит расход электроэнергии.
Главная задача всех нововведений - улучшить условия для жизни в городах-спутниках, чтобы они были столь же комфортными, как в столице, Бресте и Гродно. Многое уже сделано и, если решить оставшиеся проблемы, жизнь в городах-спутниках станет еще лучше.
Почему население городов-спутников Минска растет, а Скиделя и Жабинок (городов-спутников Гродно и Бреста) - нет? Какие шаги предпринимают власти для повышения привлекательности этих городов? Смотрите в программе "На контроле Президента".