3.76 BYN
2.94 BYN
3.44 BYN
Транспортные маршруты в Евразийском регионе обсудили на конференции в Алматы
Транспортные маршруты в Евразийском регионе обсудили на конференции в Алматы. В частности, стыковки коридоров восток - запад и север - юг. Эти направления интересны и Беларуси как крупному экспортеру своих товаров. Насколько может вырасти грузопоток по железной дороге и автомобильной? Как Азиатский регион превращается в транспортный хаб главных магистралей. Мнения экспертов Евразийского банка развития выслушала Светлана Лукьянюк.
Доставить груз быстро и недорого. Решение этой задачи важно и для покупателей, и для продавцов. Евразийский регион охватывает большую территорию, у каждой страны своя автомобильная и железнодорожная сеть. Но сегодня все больше говорят о развитии связанности этих маршрутов, чтобы обеспечить бесшовную логистику и удобное пересечение границ.
Международной торговле нужны надежные стыковки
Эти вопросы обсудили на конференции в Казахстане. Евразийский транспортный каркас - проект Евразийского банка развития. Учитывая новые торговые пути с запада на восток и с севера на юг, а также рост грузопотока, международной торговле нужны надежные стыковки. Поэтому говорили и про узкие места транспортных коридоров, которые сдерживают пока движение товаров.
Евгений Винокуров, зампредседателя правления - главный экономист ЕАБР:
"Наш регион исторически развивал последние 300 лет связи по оси запад - восток. Еще со времен Шелкового пути они все шли с запада на восток. И только в последние годы началось бурное развитие коридоров, так называемых, меридиональных: по оси север - юг. Мы выпустили целую серию исследований, которые доказывают, что когда к западу и востоку подсоединяется север - юг, на перекрестке образуется 40 % дополнительного грузопотока. И практика последних трех лет это доказала. К западной ветке север - юг (Азербайджан - Иран) подсоединился, так называемый, средний коридор из Казахстана. И на их пересечении возникло ровно 40 % плюса контейнерного потока за счет того, что появились новые возможности, новые маршруты для логистики".
Количество контейнерных перевозок выросло в 20 раз
Быстрая логистика поможет не только снизить тарифы, но и увеличить грузопоток минимум на 40 %. Беларусь как страна-экспортер заинтересована в маршрутах через Центральную Азию, отправляя товары в Китай, на Ближний Восток или Африку. Взять хотя бы транскаспийский международный маршрут. Число контейнерных перевозок в этом году выросло в 20 раз, а транзитных в Китай - в 10. Рост и по другим направлениям.
Руководитель Центра интеграционных исследований ЕАБР Александр Забоев особо отметил перевозки из Беларуси в порты Балтийского бассейна в России. "В значительной степени загрузка морских портов на Балтике была обеспечена за счет белорусских минеральных удобрений. И это очень большой, с одной стороны, вклад в работу портов, поскольку они получили работу, с другой стороны, это надежный транзитный маршрут для доставки белорусской продукции на зарубежные рынки, - подчеркнул он. - Во-вторых, надо отметить, что белорусская логистика сама по себе перестроилась на многие другие направления, в частности, на восток и юг. И это в целом уже очень большой положительный факт. И это не только Россия. Это во многом страны Центральной Азии, страны Персидского залива и, как ни парадоксально, Китай.
Александр Забоев:
"Белорусские международные автомобильные перевозчики сейчас осуществляют рейсы с Россией на расстоянии 5-7 тыс. километров, чего раньше не было".
Транзит в Центральной Азии к 2030 году может вырасти
Евразийский банк развития готов поддерживать кредитами транспортные коридоры. Уже есть 12 проектов на 400 млн долларов и 8 инфраструктурных. Это логистические центры, пункты хранения. Будут появляться и новые ж/д линии и подходы к морским портам.
По оценке банка, к 2030 году международные перевозки, в том числе транзит в Центральной Азии, вырастут на 50 % - до 95 млн тонн. И комплексные решения всех стран Евразийского региона позволят снизить стоимость логистики минимум на 15 %.