Справедливость, технологичность и безопасность - вот фундамент, на котором идет консолидация государств в рамках БРИКС.
Организация в буквальном смысле запустила трансформацию международных отношений. Саммит в Казани уже называют новым Бреттон-Вудом, по аналогии с одноименной конференцией, на которой в 1944 году была установлена текущая система организации денежных отношений.
Какие инициативы становятся точками роста для стран БРИКС и в каком направлении движется этот локомотив международных отношений, разберемся в рубрике "Скриншот".
С БРИКС по жизни
Саммит БРИКС в Казани зафиксировал разрушение мира, основанного на санкциях. Организация в буквальном смысле стала центром притяжения государств, которые выступают за установление равноправных экономических отношений. Форсированными темпами идет смещение баланса на Восток. В то же время стоит понимать, что БРИКС только в начале своего пути и впереди еще колоссальное количество работы. В какой-то степени для нас, для Республики Беларусь - это серьезное окно возможностей и, как следствие, ответственность. Став партнером БРИКС, мы оказываемся у истоков развития организации и имеем возможность влиять, в том числе, на основополагающие принципы, которые закладываются в фундамент будущего союза.
Олег Романов, председатель белорусской партии "Белая Русь":
"Если говорить откровенно, то сейчас это больше клуб по интересам. Действительно, отношения между странами - членами БРИКС в большей мере двусторонние, тогда как единая политика БРИКС выражена пока не очень ярко. Но что важно было на саммите, который прошел в Казани, как раз таки там было заявлено и начато или, даже можно сказать, продолжено движение к полноценной интеграционной структуре, а именно было провозглашено, что готовится создание зерновой биржи. Готовится создание системы финансовых расчетов между странами, иные институциональные структуры, они позволят этому блоку быть действительно силой, которая будет действовать в мире как единое целое".
Это действительно так, и БРИКС сегодня, скорее, имеет формат G7, чем Союзного государства России и Беларуси. Это если мерить более понятными для нас категориями. И инициативы, на которых акцентирует внимание Олег Александрович, обрамляют БРИКС едиными, коллективными органами, через них есть возможность продвигать согласованную позицию. А это не что иное, как первые шаги к более тесной кооперации и союзу. Ведь у БРИКС есть собственная позиция на глобальные тренды в международной политике и отношениях. Вот, что об этом говорит один из топовых украинских политологов Руслан Бортник.
Руслан Бортник, директор Украинского института политики:
"Объем охваченных вопросов огромен и имеет ярко выраженную геополитическую составляющую. Потому что БРИКС уже берет на себя право высказывать свое мнение и свою позицию, регулировать вопросы от космоса до экологии и искусственного интеллекта, от ситуации в Сирии и Газе до международной торговли, санкций и спортивных состязаний. То есть такой абсолютно геополитический набор вопросов в резолюции БРИКС говорит о том, что амбиции этой организации именно глобальные".
Отчасти можно не согласиться с формулировкой Руслана Бортника - тут речь идет, скорее, не об амбициях, у стран БРИКС нет задачи доминировать и навязывать свою волю. Речь идет о желании быть услышанными. Ибо продолжительное время существования однополярного мира породило определенный голод и запрос на справедливость. Угасание Запада позволяет звучать альтернативной позиции по целому ряду вопросов. Тут Бортник абсолютно прав. Важно понимать, что доминирование англосаксонского мира базировалось на трех китах: штыки, санкции и технологии. Россия бросила вызов и продемонстрировала, что американские штыки имеют альтернативу и размахивать ими безнаказанно уже не получится.
Переход на национальные валюты во взаимных расчетах пошатнул гегемонию доллара и продемонстрировал, что санкции можно свободно обходить. Что касается технологий, то Запад, безусловно, остается лидером, скупая мозги по всему миру, но тренды уже во многом формируют и задают на Востоке. И Беларуси есть что положить на круглый стол БРИКС. Сильные стороны нашей страны на саммите озвучил Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
"Важным фактором успешного развития нашего суверенного государства являются сильные научные школы. Среди приоритетов энергоэффективные технологии. Наноматериалы и новые источники энергии, промышленные биотехнологии, биомедицина и IT-сфера. Беларусь наработала ряд компетенций в аэрокосмической области. Готовы вносить свой вклад в реализацию инициативы о создании спутниковых систем БРИКС и в дальнейшем консорциума космических исследований".
И если белорусский лидер традиционно заглядывает за горизонт и оперирует категориями стратегического планирования, посмотрим на то, что ему уже удалось реализовать и что делает Беларусь привлекательной для БРИКС. Во-первых, это Национальная биотехнологическая корпорация, которая позволяет нам занять свою нишу в формируемой зерновой бирже БРИКС. Во вторых, это атомная электростанция, которая открывает для нас возможность работать в рамках платформы БРИКС по мирному атому. Вот что по этому поводу говорит аналитик Сергей Переслегин.
Сергей Переслегин, аналитик (Россия):
"Мирный атом сложнее военного и требует гораздо больших усилий. Следующий шаг, который - создание единой, причем сетевой, а не централизованной, энергосистемы БРИКС и обеспечение развития этой энергосистемы через преимущественное развитие ядерной энергетики. А мы с вами говорили, что шестая технологическая волна с ее искусственным интеллектом в основе всего потребует удвоения производства энергии".
В данном случае создание единой энергосистемы БРИКС вполне может опираться на опыт взаимодействия России и Беларуси. Между двумя странами уже формируется объединенный рынок электроэнергии, соответствующее распоряжение подписал Владимир Путин. Фактически в дальнейшем останется масштабировать опыт на уровень БРИКС.