2011 год был для Беларуси непростым - правительству страны нужно было управлять экономикой. Новый премьер-министр Михаил Мясникович (был назначен на эту должность 28 декабря 2010 года) видел некоторые проблемы воочию.
Премьеру опыта было не занимать, но все равно ему пришлось искать нестандартные решения, ведь в 2011-м Беларусь переживала рекордно высокую инфляцию за последнее десятилетие. Весной Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко создал ситуационную группу, в которую вошли премьер-министр, руководство Нацбанка, главы областей и Минска. Задачей данного экономического штаба являлось в кратчайшие сроки снять серьезные экономические проблемы и исправить ситуацию.
Истина одна - жить можно только на то, что есть в кармане, что заработано. Это все должны понимать.
Президент тогда в очередной раз напомнил о своих подходах к приватизации. Речь шла о том, что продажи за бесценок наиболее ликвидных белорусских объектов, даже в трудное для страны время, не будет.
Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси (2010-2014):
"Я очень благодарен главе государства и простым людям, которые с пониманием отнеслись к такой обвальной приватизации. Искусственное сдерживание ни к чему хорошему не привело бы. Развалилась бы следом вся банковская система".
Девальвация белорусского рубля шла в несколько этапов с мая по сентябрь 2011 года, причем в мае одномоментно перешагнула рубеж в 56,3 %. Необходимость резкого понижения курса была вызвана валютным кризисом, который начался в январе 2011-го. К этому добавился еще значительный рост цен на топливо, договоренности с Россией и Казахстаном по Таможенному союзу, а также финансово-экономический спад в мире.
Масла в огонь подливали недобросовестные СМИ, находящиеся на западном довольствии. Для них это шанс расшатать ситуацию в стране и вызвать народное волнение, они же сеяли панику, распространяли слухи и нагнетали обстановку вокруг Беларуси. В результате происходил штурм обменников и неоправданные траты в магазинах. Народ начал просто избавляться от денег. Беспристрастная статистика тогда говорила сама за себя - продажи в торговых точках выросли в 3-3,5 раза.
Рост цен на топливо спровоцировал и новый виток слухов. Президент в июне вновь собрал правительство, которому поручил снизить цены на бензин, одновременно запретив и повышать стоимость других товаров. На рост цен более 5 % отныне необходимо было согласие главы государства. Речь шла не о замораживании цен (в той ситуации это было невозможным), а о том, чтобы не было обвального роста. Александр Лукашенко дал понять, что у страны с социально-ориентированной экономикой на первом месте должны быть интересы людей.
Нельзя делать резких движений в ценообразовании. Можно только вниз, но вверх нельзя. Но если где-то надо какая-то корректировка, то необходимо это сделать плавно. Люди должны иметь возможность привыкнуть к любому движению.
Требование лидера государства к правительству - уделить особое внимание социальной защите белорусов, создать условия, чтобы люди могли заработать достаточно денег для своей семьи. Социальные выплаты тогда начали индексировать, и не был заморожен и ни один банковский вклад.
Как бы сложно ни было, но девальвация 2011 года позволила снизить напряженность на валютном рынке, экспортеры начали получать дополнительную прибыль. И в январе-октябре дефицит торгового баланса выровнялся.
Надежда Ермакова летом 2011-го сменила на посту главу Нацбанка Петра Прокоповича. Сам банк начал активно принимать меры для стабилизации ситуации на валютном рынке - серьезно повысил ставку рефинансирования до 27 % и сделал привлекательнее вклады в белорусских рублях. Также прекратилась эмиссия (то есть дополнительное печатание денег). Решения, принятые тогда Нацбанком, позитивно оценил даже Международный валютный фонд.
Вступление в должность главы государства Александра Лукашенко. Теракт в минском метро и гибель хоккейной команды "Локомотив", где были три белоруса, в том числе знаменитый Руслан Салей. Чем еще запомнился 2011 год, рассказали в новой серии проекта "Время выбрало нас".