Кризис мировой экономики, который стал очевиден в 2008 году. Еще в последующие годы прокатывался по европейским странам.
Нефть подешевела и рынки просели. Одну страну за другой объявляли банкротом: оказывается, европейцы жили не по средствам, а затем не могли расплатиться по долгам.
Например, Исландию нахваливали все 2000-е, называли "экономикой гейзеров". И вдруг выяснилось, что при годовом ВВП Исландии в 13 млрд долларов, банковский долг составлял 85 млрд. Крона за два дня тогда подешевела втрое.
Латвия до кризиса носила титул "балтийский тигр". Экономика росла по 11 % в год, но в начале 2009 года Евростат признал: у страны самый большой в Евросоюзе спад ВВП.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
"Мировой кризис был бы намного менее болезненным, а может, не таким масштабным, если бы не позиция средств массовой информации. Но эту позицию формируют сами лидеры подавляющего большинства государств. Раскручивают, а кое-кто, может быть, и замазывает свои коррупционные делишки. ООН уже признала, что коррупция лежит в основе нынешнего кризиса".
Крах финансовой системы США и Старого Света ощущался и в Беларуси. Страна с открытой экономикой просто не могла быть вне мировых проблем.
"Мировой финансовый кризис. Как обычно, Беларусь не по своей воле попала в такую ситуацию. Охарактеризовать ее можно, как любой финансовый кризис: это дисбаланс в движении капитала торговли, что, соответственно, прямым образом повлияло бы на Беларусь, - отметил первый заместитель премьер-министра Беларуси Николай Снопков. - Это касалось экспорта нашей продукции и наличия капитала для инвестиционного цикла. Решение Президента было, как всегда, четкое и простое: сохранить предприятие, коллективы, восстановить экспорт. Собственно говоря, с этим правительство и работало".
В Нацбанке валютный рынок мониторили ежедневно. Рабочий день до полуночи был привычным делом того периода.
А простые белорусы, проснувшись 2 января 2009 года, когда еще не все с новогодних столов было съедено, бросились в магазины. И отнюдь не за шампанским. В один миг стало не до него.
Белорусский рубль потерял в цене сразу 20 %. Получив зарплаты перед Новым годом, мало кто успел их потратить или конвертировать в иностранную валюту, а такой способ сбережения рубля был очень популярен. "Белочки" на руках резко стали легче, и белорусы рванули в обменники.
В магазинах товары еще были по прежним ценам, а значит, нужно было все быстро потратить. Массовый ажиотаж после вылился сразу в два, а то и три холодильника на кухне или в несколько скрученных ковров, взятых впрок. Зачем это делалось, объяснить мог мало кто. Позже товары хотели вернуть в магазины, но безуспешно.
Государство обещало повысить ставки, чтобы компенсировать мгновенные потери, но тогда его мало кто слушает. Депозиты массово переводили на долларовые счета. Президент держал ситуацию на контроле, проблемы не замалчивались, о них говорили открыто, объясняя финансовые шаги.
Александр Лукашенко:
"Не надо бежать в обменники. Я скажу вам честно и откровенно, что девальвация национальной валюты на 20 % произошла потому, что мы торгуем половину в России. Наши экспортеры при сильном нашем рубле начали нести большие потери. Поэтому мы никуда не денемся от этого. И нам пришлось девальвировать на 20 %. Может быть, можно было бы делать это постепенно. Но лучше сделать это одномоментно. Главное сейчас производство. Будет производство - будет и рубль, все будет. Не будет производства - не будет и рубля".
Встряска 2009 года после привела к такому решению: курс белорусского рубля привязали к валютной корзине из доллара, евро и российского рубля. Стоимость национальной валюты начала формироваться на бирже в ежедневном режиме, не накапливая финансовые дисбалансы.
Девальвация была и будет непопулярной мерой. Но Беларусь прошла ее, по сравнению с соседями, относительно безболезненно. Решение помогло удержаться на плаву белорусским производителям. А значит, сотни тысяч человек не потеряли работу и получили заработную плату, пусть и более скромную в долларовом эквиваленте.
Уже в июле 2009 года, говоря о промежуточных итогах работы банковской системы, глава Нацбанка Петр Прокопович констатировал: банковская система работает стабильно, наращиваются собственный капитал и ресурсная база, в стране нет ни одного "проблемного" банка, обеспечивается и постоянное кредитование экономики.
Как в Беларуси делали первую пересадку сердца. Мир боролся со свиным гриппом, но что скрывалось под маской болезни? О реконструкции Большого театра, БАТЭ в Лиге чемпионов и самых ярких страницах 2009 года смотрите в проекте "Время выбрало нас".